Почти Планета. ИЖ-56.

shes
Сообщения: 8960
Зарегистрирован: 15 сен 2003, 08:00
Откуда: Пермская обл.

Почти Планета. ИЖ-56.

Сообщение shes »

Данная статья не является исчерпывающе полным описанием мотоцикла. Скорее, это первая попытка начать разговор о модельном ряде. Именно поэтому я начал не с первого и не последнего ИЖа. Хотя, ИЖ-56 стоит того, чтобы о нем написать.

Надо признать, что созданный в 1951 году ИЖ-49 был довольно странной и необычной машиной. Причем не только для советского мотопрома, но и вообще для мирового мотостроения. Наряду с прогрессивными, по сравнению с ИЖ-350, чертами (передняя телескопическая вилка, задний маятник), у него оставалось немало недостатков - малый ход задней подвески, неудачная посадка пассажира, низкая жесткость рамы. Двигатель тоже был не слишком мощным для своей кубатуры, даже для того времени. Все это было устранено и улучшено в следующей модели - ИЖ-56.
Основное чем отличался новый мотоцикл от своего предшественника - это рама. В самом деле, разборную раму ИЖ-49 нельзя признать удачной. Хотя подобный принцип применяется сейчас очень широко, но при том уровне техники и технологии раму делали не из литых легкосплавных элементов, а из стальных труб. Причем у ИЖ-49 часть рамы была выполнена из труб малого диаметра, что не могло не сказываться на ее жесткости. ИЖ-56 же приобрел одинарную закрытую неразборную раму, сваренную из стальных труб. Для того чтобы посмотреть на нее, достаточно бросить взгляд на юбой из современных ИЖей - с тех пор рама фактически не изменилась. Что это - отсутствие развития или столь удачное решение? Скорее всего, и то, и другое. Прочности рамы хватало для всех последующих моделей, исключая разве что ИЖ-ПС, но он - исключение во всем.
Изменилась и задняя подвеска. Маятник стал не спрятанным в хитросплетениях рамы, а ясно видным. Применение других амортизаторов позволило значительно увеличить ход заднего колеса. Совместно с жесткой рамой это позволило увеличить максимальную скорость до 100 км/час без опасности для водителя. Впрочем, согласно ПДД она все равно ограничивалась 90 км/час. Да и сейчас ограничивается той же самой цифрой. После этого все нелепости воспринимаются как должное. Но вернемся к ходовой части мотоцикла. Передняя вилка осталась телескопической, хорошо зарекомендовавшей себя на ИЖ-49. Но переднее крыло стало более глубоким, что, несомненно, улучшило защиту мотоцикла и водителя от грязи. А ее в те времена было с избытком... Колеса остались прежними, 19-дюймовыми со штампованным стальным тормозным барабаном. Впрочем, они ставились и на последующие модели, вплоть до третьих "Юпитеров" и "Планет". Да и потом многие ставили 19 дюймов для лучшей проходимости.
Изменилась посадка водителя и пассажира. Мотоцикл шел в продажу в двух вариантах - со сдвоенным и с раздельными сёдлами (так сказано в заводской инструкции). Вариант с одним сиденьем широко известен - он стал применяться дальше на всех ИЖах. Более интересен вариант с раздельными сиденьями. Сиденье водителя (в заводской книжке - ездока) было копией предыдущей модели - резиновая "лягушка", ничего особенного. А вот сиденье пассажира представляло из себя как бы заднюю половинку сплошного сиденья, этакую подушечку. Не скажу, что оно удобнее "лягушки", однако оно делало посадку пассажира ниже, чем на ИЖ-49. Отсюда и лучшая управляемость при движении с пассажиром. "Мотоцикл ИЖ-56 представляет из себя машину среднего литража, предназначенную для дорожной езды в одиночку или с пассажиром на заднем седле" - это опять-таки из мануала. Сравните с ИЖ-49, где движение с пассажиром допускалось только при хорошей дороге!
Изображение
С ходовой вроде бы как разобрались. Теперь перейдем к двигателю. Он изменился весьма незначительно. С электрикой разберемся позже, рассмотрим характеристики. Мощность двигателя составляла 13 л.с. при степени сжатия 6,5-6,8 - под 66-й бензин. Диаметр и ход поршня - 72*85, но не это главное. В отличие от своего предшественника, у 56-го был алюминиевый цилиндр. Мне много приходилось слышать про "неубиваемость" чугунных цилиндров и недолговечность гильзованных. Понятно, что это бред, ведь единственная их особенность, которую можно считать недостатком - они быстрее нагреваются без обдува, чем более массивные чугунные. Хотя и быстрее остывают. Однако подобные заблуждения живучи. Так что применение алюминиевого цилиндра было несомненным шагом вперед. Использовалась двухструйная петлевая продувка - два перепускные канала и два выпускных окна. Нельзя сказать, что она была лучшей даже и в то время, но все-таки... Карбюратор К28Д, вполне приличный, а вот воздухофильтр - центробежный. Он чем-то напоминает масляный инерционный, только без масла, и движение всасываемого воздуха было спиральное. Конечно, от мелкой пыли он не защищал, но все-таки не сетчатый!
Глушители отличались от предшественника и были очень похожи на применяемые позже. Никаких рыбьих хвостов, две штампованные трубы. Вообще, в ИЖ-56 чувствуется "технологическая" направленность конструкции. Нет интересных, но сложных технических решений, все просто, но технологично. Это и понятно, поскольку мотоцикл должен был быть действительно серийным и массовым. Как результат - уменьшилось количество сборочных единиц, повысилась надежность.
Изображение
Коробка передач почти современная. Почти - потому что оставалось ручное переключение передач. Оно не было вынесено на бак, как на ИЖ-49 и ИЖ-350, а было реализовано в виде вертикального рычага справа на двигателе, соосно ножному рычагу. По правде говоря, необходимости в нем не было. На поздних выпусках мотоциклов его и не ставили, хотя установочное место было. Коробка передач работала довольно четко и надежно. Без значительных изменений она оставалась и в последующих моделях одноцилиндровых ижевских мотоциклов. Моторная цепь и сцепление - опять же, как и на более поздних мотоциклах. Вообще, конструкция двигательного агрегата получилась на редкость удачной. Дальнейшей модернизации подвергался потом только цилиндр - использовались более современные типы продувок, увеличивалась степень сжатия - но в целом конструкция не изменялась вплоть до "Планеты-5". Не могу сказать, хорошо это или плохо, но об удачности конструкции ИЖ-56 это говорит однозначно.
Однако отдельная песня - электрика этого мотоцикла. Поразительно, но факт: вся электрическая часть использовалась на последующих моделях мотоциклов без каких-либо изменений! Разве что "двойное" зажигание на "Юпитерах". И я не могу сказать что-либо плохое об электрике этих мотоциклов. Архаичная сейчас, 6-вольтовая система электроснабжения тогда была стандартной. Генератор постоянного тока, контактное реле-регулятор и аккумулятор вместе работали вполне надежно. Причем, если аккумулятор приходилось подзаряжать, а у генератора менять щетки и чистить коллектор, то реле-регулятор работало безотказно. И до сих пор работает на большом количестве мотоциклов. Надежность генератора потрясающая - они до сих пор работают! Сравните с давно умершими магнитами генераторов "Восходов". О качестве же освещения говорить не приходится - батарейная система позволяла получать ровный свет фары независимо от оборотов двигателя. К примеру, на 6-вольтовых "эмках" - ничего похожего на свет! Однако мощности 45-ваттного генератора хватало только для этого мотоцикла. Применение его на "Юпитерах" с их повышенным потреблением электроэнергии на зажигание было не совсем удачным. Можно считать минусом применение на мотоцикле дефицитных по тем временам аккумуляторов. Однако к чести 56-го можно заметить, что он легко заводился "с толкача".
Изображение
Мотоцикл выпускался в нескольких модификациях. Часть мотоциклов выпускалась с боковым прицепом (коляской). Экспортный вариант отличался в основном окраской и лучшим качеством изготовления и сборки. Несколько отличались приборы, к примеру – спидометр. Всего за годы выпуска этих мотоциклов (1955-1962) было выпущено 677428 штук.
Без сомнения, это был эпохальный мотоцикл. Сейчас мало кто скажет, чем отличались, например, "Планета" и "Планета-2". Отличие же ИЖ-56 от предыдущих моделей налицо. И самое главное - это был действительно серийный мотоцикл. Он не отличился интересным внешним видом. В самом деле, вариант со сплошным сиденьем от последующих моделей можно было отличить разве что по рычагу ручного переключения передач. Ощущение такое, как будто дизайнеров к нему даже не подпустили. Но зато с технической стороны это был отличнейший мотоцикл. Обратите внимание на каталоги деталей более поздних ИЖей - там очень часто встречаются "ИЖ-56 сб...". Надежный, удобный, выносливый и неприхотливый мотоцикл. Они в большинстве своем даже и не умерли! Я знаю несколько мотоциклов, которые просто устарели. Просто их никто никогда не регистрировал, а документы куда-то утерялись... Стоят себе в сараях и ждут своего часа. Может быть, он уже пришел и пора их реставрировать?
Kostja

?

Сообщение Kostja »

Cоздать бы ижмашу линейку скрэмблеров.
PauL3848

Сообщение PauL3848 »

shes, как я понял переднее крыло на всех ИЖ-56 неподрессоренное?
И еще меня интересует история ножного тормоза мотоциклов ИЖ. Ножка торчащая вверх качается при езде по неровностям (по собственным ощущуениям на П5). Была вроде ножка, располагавшаяся под подножкой водителя.
Аватара пользователя
DerSchlang
Сообщения: 2436
Зарегистрирован: 10 апр 2005, 08:00
Откуда: Москва, САО
Контактная информация:

Сообщение DerSchlang »

PauL3848, такая на П5-01
Romich

Сообщение Romich »

А колесные ступицы 56-го и 49-го разные, уж передние точно. У 49-го спицы правые и левые помоему разной длины. И ещё на каких моделях пошло глубокое переднее крыло, крепящееся к нижней траверве вилки, разве не на Иж-56????
PauL3848

Сообщение PauL3848 »

DerSchlang писал(а):PauL3848, такая на П5-01
В смысле не торчащая кверху? И только на П5-01? На моей П5-01 ножка как раз точит вверх. Расположенные под подножкой водителя не видел, но слышал о них и видел в мануале.
Vaml7uP

Сообщение Vaml7uP »

PauL3848 писал(а):
DerSchlang писал(а):PauL3848, такая на П5-01
В смысле не торчащая кверху? И только на П5-01? На моей П5-01 ножка как раз точит вверх. Расположенные под подножкой водителя не видел, но слышал о них и видел в мануале.
в зените юпак такой стоит.
Himik
Сообщения: 1202
Зарегистрирован: 15 окт 2003, 08:00
Откуда: Новозибирзк

Сообщение Himik »

И если мне склероз не изменяет, масса у ИЖ-56 была плюсом.
Alcoride MCC
Почетный участник броуновского движения
Неточных координат не бывает. Бывает мало массы БЧ. :D
PauL3848

Сообщение PauL3848 »

Himik писал(а):И если мне склероз не изменяет, масса у ИЖ-56 была плюсом.
А мне кажется, что была и "+" и "-", там же нет вроде приборов чувствительных к полярности.
Аватара пользователя
DerSchlang
Сообщения: 2436
Зарегистрирован: 10 апр 2005, 08:00
Откуда: Москва, САО
Контактная информация:

Сообщение DerSchlang »

PauL3848, Реле-регулятор чувствительно вроде....... А еще реле поворотов (?)
Ответить