Летняя поездка на Чегемские водопады

Dima
Сообщения: 3549
Зарегистрирован: 13 сен 2003, 08:00
Откуда: г. Георгиевск, Ставропольский кр.
Контактная информация:

Летняя поездка на Чегемские водопады

Сообщение Dima »

Chigemskiye waterfalls это геоморфологический памятник природы федерального уровня утвержден на территории Чегемского района, там, где р. Чегем прорезает Скалистый хребет, образуя узкую долину с обрывистыми скалистыми бортами - Чегемскую теснину.
На правой стороне этой теснины и находятся знаменитые водопады. Одни из них низвергаются с 50-метровой высоты гремящими потоками, другие прозрачными, широкими, как бы застывшими, лентами льются из скалистых расщелин. В ущелье стоит неумолчный шум падающей воды, а когда солнце проникает на дно теснины, возникает неподвижно висящая в водяной пыли радуга. В зимнее время водопады замерзают и превращаются в фантастические ледяные столбы и громадные сосульки, напоминающие органные трубы.
Геологические памятники природы России.
Карпунин А.М., Мамонов С.В., Мироненко О.А., Соколов А.Р.. Санкт-Петербург 1998

Собирался я туда поехать много лет. Доводилось неоднократно проезжать мимо указателя с трассы М29 по пути в Нальчик, на Голубые озёра, на термальные источники в посёлке Аушигер, а туда свернуть как-то не доводилось. Дорогу до того поворота я знал хорошо и, поговорив с теми, кто до меня ездил на водопады утвердился в своём намерении.
С чего начинаются все путешествия людей, отчаявшихся путешествовать в одиночку на новом маршруте и без экскурсовода??? Правильно, (!) с изучения достопримечательностей по путеводителям. То есть я должен твёрдо знать где поеду, на что смотреть во время движения и где остановиться и что там спрашивать. Почитав путеводители типа такого и такого, нашел просто чудное описание тамошней природы и усидеть дома больше не смог.
Ранним утром, снарядив мотоцикл ИЖ Планета-5, выехал в сторону Новопавловска. По дороге решил пощекотать себе нервы и проехать незнакомой дорогой по территории Кабардино-Балкарской республики. Проехав станицы Советскую и Карагач, повстречал у дороги охранников бахчи, сидящих в своём наблюдательном пункте. Решил у них уточнить дорогу. Подъехал к ним ближе, не съезжая с асфальта и представьте себе картину: за мной наблюдают две пары карих глаз и две бороды. Я останавливаюсь, глушу двигатель, снимаю шлем. Показываю рукой вперёд по ходу движения и говорю не без кавказского акцента: "Баксан туда ехать?". Они кивают, почти разинув рты. "Далеко?", продолжаю я. "Двадцать", говорит один. Надеваю шлем, завожу, плавно отъезжаю...
Карагач-Баксан дорога прямая, но ухабистая. Еду не спеша, любуясь, как с каждым оборотом колеса на меня надвигаются горы Кавказского хребта. Вот только начиная с этого момента я осознал, что я в соседней республике (не дома), двигаюсь в направлении гор, сейчас раннее утро, поднимающееся Солнце освещает снежные шапки гор. День обещает быть солнечным и тёплым, ибо на небе ни облачка. С этими мыслями я въехал в Баксан. Повернув на центральной улице налево, я вскоре оказался вновь за городом.
Не успев привыкнуть ехать по оживлённой трассе, доехал-таки до указателя "Чегемские водопады" на двух языках. Повернув направо, сделал первую остановку и первый снимок. Это была каменная карта ущелья.

Изображение
Дальше я ориентировался по этой карте. Поскольку от дома я уже отъехал чуть более ста километров, заправиться решил на ближайшей заправке. На подъезде к первому селу (Лечинкай) слева видел шестигранные мавзолеи второй половины XIX в, а справа курганные могилы. Остановился на роднике. Сам родник облагорожен, есть остановочная площадка, но сильно загажен туристами. даже подходить к нему не захотелось.
Тронулся дальше. Справа подступает высоченная осыпающаяся скала, надо быть внимательным и не прозевать камни на дороге, которыми изобилует асфальт. Слева обрыв, в котором течёт река Чегем. Дорога сужается и начинает петлять. Обочины нет ни слева ни справа, поворот следует за поворотом. Меня носит по узкой полосе от камней до сплошной линии разметки... Знаю я такие места. Начитан, да и опыт кое-какой имеется. Обычно торговцы полосатыми палочками за такими участками дороги чётко (за сплошной) секут. И точно, за очередным поворотом упираюсь в очередь из нескольких машин, препятствием для которых является полосатая палочка. Машины попались не местные, из России откуда-то. От глаза не скрылось, что водители платят за проезд. Решаю, больше полтинника не дам, не то транспортное средство... Это позже я узнал байку про то, как трасса М29 от гор отделена юридической границей (на трассе действуют ПДД, а чуть повернул в ущелье -- работают "законы гор".
Подходит моя очередь. Отдаю документы и пытаюсь заговорить зубы вопросом, который меня уже давно мучил: "Далеко ли заправка"... Получаю ответ, который вводит меня в ступор: "В ущелье заправок нет, ближайшая на трассе"... В баке пара литров. До трассы хватит. Так вот, развод еще не закончен. Было такое ощущение, что один из тех трёх ГИБДДшников, что автомат держал, по-русски совсем не разговаривал, второй и третий кое-как. Тот, который со мной разговаривал, им переводил мои слова на свой язык. У меня спрашивают, "А Георгиевск, это какой район?" Я сперва не понял вопроса, но автоматически ответил: "георгиевский...". "А, ставропольский край", рассмотрел он. Второй спросил, куда я еду. Я сказал, что еду посмотреть на их водопады, и тогда он спросил: "А зачем???". Я аж растерялся. "Ну, памятник природы, достопримечательность", буркнул я. Отдали доки, напомнив про заправку. Я сел на мот, завёл его и... НА ИХ ГЛАЗАХ РАЗВЕРНУЛСЯ ЧЕРЕЗ СПЛОШНУЮ... Я только потом понял, что надо было тупо перекатить через нее и только потом заводить...
Поехал обратно искать заправку, и, ожидая, что увижу догоняющие меня мигалки с ребятами, готовыми мне объяснить, что я был не прав... Они не погнались, они знали, что я еще поеду мимо них...
Возвращаюсь снова в Лечинкай и понимаю назначение канистр, стоящих вдоль дороги почти у каждого дома... Здесь торгуют бензином.
Возвращаюсь на трассу, въезжаю на заправку но, на ней выключен свет. Поехал на другую. Нашел, заправился и снова ныряю в ущелье.
Потерян час, хочется завтракать, горная часть дороги еще мною не изведана. Самое интересное еще впереди.
Проехал родник, ГИБДД-шники от меня отвернулись. "Это хороший признак", подумал я и поехал дальше.
Село Нижний Чегем оказалось очень маленьким. Центральная улочка узкая, на ней едва разъезжались две машины. Сужало ее еще то, что на ней лежали достаточно крупные речные камни. Вообще конечно там интересно, но застрять я бы там не пожелал.
Через несколько километров за посёлком м выезжаю на поляну. Горы раскрываются, и открывается вид на зелёную поляну с сочной травой. Прохлада чувствуется даже через закрытое стекло шлема и кожаную куртку. Вижу указатель и следую по нему. Это первая точка моего путешествия, называется она "Малый водопад".
Подъезжаю к харчевне. Думаю, где бы припарковать мотоцикл и кто бы за ним посмотрел. Вот он, главный недостаток одиночного путешествия -- не на кого оставить коня. Сразу набежала ватага мальчишек, "заведующих" прокатом ишачков, или, говоря мотоциклетными терминами: "прохватом на ишачках". Надо признать, что при умении торговаться можно вполне "бюджетно" прокатиться. Аттракцион вполне пользуется популярностью у гостей.

Изображение
Изображение
Сам я прокатился вот на этом:

Изображение
У них свои кони, у меня свой. Я в основном разговаривал со старшим из пацанов. На вид ему было лет 20. Живёт он в Нижнем Чегеме и основной вид заработка -- этот самый прокат. У нас случился бартер -- он меня на ишаке покатал, а я его на мотоцикле потом прокатил. Оба остались довольны. Пацаны спрашивали, откуда я. Я честно сказал. На что последовал вопрос: "А Георгиевск, это где? За Нальчиком?". Я ответил: "Да, недалеко отсюда". Не люблю говорить словосочетание "дети гор", но оно применимо... Я позже в этом убедился...
Ребята мне подсказали, как пройти к самому водопаду, но оставлять мотоцикл я не решался. Ну что делать, раз приехал смотреть -- надо смотреть. Увидел поблизости маршрутку и подъехал к ее водителю (ватага пошла за мной). Я попросил маршрутчика приглядеть за мотом, замкнул его на 2 замка, поставил на сигналку и побежал к водопаду, поглядывая на мотоцикл. Ребята у меня еще спрашивали: "А можно мотоцикл посмотреть?". Ну можно, только не свалите, сказал я. Я же знаю, что как только я отойду они его трогать будут. Спасибо что спросили.
У водопада я нашел своих знакомых. Это были люди из той самой маршрутки. Это коллеги моего отца (и некоторые из них были моими коллегами, когда я работал с отцом в одной организации еще до учёбы в институте) "зафрахтовали газель на выходные". В общем, мне повезло с попутчиками. Сам водопад, напомню, он называется Малым, представляет собой такое зрелище:

Изображение
Изображение
Вскоре я вернулся к орущему сигнализацией мотоциклу. Маршрутчик мне пояснил, что парнишка, что спрашивал разрешения "посмотреть" мотоцикл стал его "смотреть" при помощи палки, то есть стучать по мотоциклу палкой (ШОКЕД). Я потом понял, что это аналогия управлением ишаком (ШОКЕД). Собственно этот "ребёнок гор" ничего дурного и не хотел, и винить его не в чем. Я осознал, что хорошо что у меня не "пластик" и с этой мыслью тронулся дальше.
Дорога дальше пошла более живописная. Может мне так показалось после того, что я "достаточно удачно" побывал на Малом? Хотя нет. "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал" (C) В.С. Высоцкий. Не могу описать красоту тех мест. Просто смотрел за дорогой и изредка открыв рот смотрел по сторонам. Ехал медленно (я это умею), рассматривая горы. Но я там ЕХАЛ, а там надо ГУЛЯТЬ.
Понравилось местом своего нахождения село Хушто-Сырт. Там стоит побывать! Описать это трудно, фотография не передаёт и десятой части тех красот.
От этого села дорога идёт под сводами скал, которые, кажется вот-вот обвалятся на дорогу:

Изображение
Изображение
Изображение
А это просто красота!

Изображение
Двигаться начинаю с остановками. Проехал несколько десятков метров -- фотография, еще проехал -- еще фотография. Конечный пункт близок и я уже никуда не тороплюсь.

Изображение
Изображение
В ущелье очень прохладно и сыро, хотя на скале видно, что печёт солнце. Это такой замечательный контраст температур! Вроде только было жарко, а тут уже прохладно. На изнуряющую летнюю послеобеденную жару я еще выеду в плотно застёгнутой кожаной куртке... Справа внизу течёт очень быстрый Чегем. Кажется, что это от него вся прохлада, но не совсем так. За парой поворотов показывается череда водопадов. Посмотрите, какими каплями ниспадает вода по камням.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Вот и мой мотоцикл на фото "засветился", также как и уже знакомая нам газель.
Позволю себе процитировать описание этого места, приведённое по ссылке в начале статьи: "И вот наконец знаменитые Чегемские водопады -- Суу-Аузу (в переводе с балкарского «водное ущелье») -- редкое по красоте зрелище. Что-то похожее, говорят, есть в Корее. С отвесных скал правого берега Чегема обрушиваются в реку шумящие потоки воды. Один из них выбрасывается струями из небольших (в палец толщиной) круглых отверстий в скале, описывая дугу в воздухе, падают вниз. Другие льются с высоты 30-50 м широкой лентой и, не долетев до реки, разбиваются об уступы скал, образуя бесчисленные водяные искры. Освещенные солнечными лучами (к 10-11 часам дня), водопады образуют яркую радугу, и угрюмая на вид теснина оживает.
Хоть фотография и не имеет особой художественной ценности, но она сделана в тех же местах. На ней изображен мотоцикл с туристической атрибутикой -- рюкзаком на фоне скалы. Вроде moto-mountain tourist.

Изображение
Сходил к камню, который много лет назад откололся от горы и не докатился немного до реки. На фото плохо видно, но на самой макушке этого камня растёт дерево... Что-то не догадался поближе камень сфотографировать.

Изображение
Итак, мы хорошо погуляли, и настала пора хорошо отдохнуть от такой живописной экскурсии. Я перебрался в кафе "на том берегу реки" и там откушал местных блинчиков и запил это всё свежеприготовленным айраном.

Изображение
Столик мой находился на мысу, совсем рядом с бушующей водой Чегема. На фотографии этот столик справа от мужчины с камерой.

Изображение
При входе на мост висят три таблички. Улыбнули две крайние, предоставляю вам возможность улыбнуться. Левая: мост это собственность кафе, а хозяин - барин, а вторая: догадайтесь сами, хотя тоже объяснение найти не трудно.
Изображение
Вид с моста на бушующий Чегем, если смотреть против потока воды (фото 1) и на спокойное течение после моста (фото 2).

Изображение
Изображение
У одного кафе я обнаружил хитрый рукомойник. Тоже не смог пройти мимо, не сделав пары кадров и не показав его вам. По скале сверху стекает дождём вода, которая скапливается в подвешенном ведре и далее по шлангу с напором поступает в рукомойник. Таким образом в рукомойнике всегда есть чистая вода!

Изображение
У кого-то шланг протянут и того выше.

Изображение
Насытившись впечатлениями и немного насытив желудок, я решил воспользоваться приглашением людей из газели и присоединиться к их столу. Вернее не столько поесть, сколько полежать на траве и "переварить" поток положительных эмоций захлестнувших меня в этот день. Да и немного надоело быть одному в такой замечательный день.
Я поехал искать маршрутку на поляну в районе Малого водопада. Поездки на Чегемские водопады в основном проходят по стандартному сценарию: Сперва все едут до дальних (больших) водопадов, отдыхают часок там, а потом на обратном пути делается большой привал на Малом с целью поесть шашлыков, полежать на траве, походить по ледяному Чегему, покататься на ишаках и тому сопутствующее.
Найдя своих я к ним присоединился.

Изображение
Изображение
Мы долго гуляли по поляне, строили замки из песка на отмели реки, ходили к водопаду. К нам опять пришли мальчишки с настойчивыми просьбами покататься на ишаке. Кто-то катался. Потом кто-то вспомнил (по "трезвому делу", конечно), что забыли купить на дальних водопадах то ли носочки вязаные, то ли рукавички зимние. Стали искать трезвых водителей с транспортом. А, поскольку газель гонять из-за носочнов-рукавичек экономически не целесообразно, с транспортом определились быстро. А мне что, я никогда не прочь аккуратно прокатиться по горной дороге. Купили что хотели. Вернулись. Я думал из впечатлений на этот день всё будет... Я глубоко заблуждался.
Оказалось мы же в горах были (ШОКЕД), а там, как известно, масса различных достопримечательностей. Одним из которых является термальный источник. На него и решено было поехать. Благо он располагается по пути домой. Немного не доезжая до Лечинкая, свернули под арку газопровода направо к реке. Проехав около полукилометра выехали к источнику. Сам источник представляет собой трубу, опущенную в земляную скважину, с закрытым фланцем вверху, из-под резинки которого струится горячая вода. Вода эта образует небольшое искусственное озерцо, в котором купаются люди. Рядом со скважиной стоит недостроенное здание. Мне пояснили, что когда-то хотели здесь строить базу отдыха, но дело не пошло. Фотографировать мне там наши же не разрешили, поскольку первоначально заезд на источник не планировался и, вы же понимаете, купались там кто в чем мог. Ну в общем не жалейте о том, что не видите это место.
Собрались и погнали домой. Дорога домой всегда короче и быстрее. Особенно быстрее, когда тебя кто-то "ведёт", задавая темп, удобный ему. Да и еще по короткой дороге. Напомню, с утра я поехал по незнакомой мне, вернее по той, которой хотел проехать. Я ехал в паре с маршруткой и к вечеру был дома.
Общий пробег составил порядка 350 километров и всего за один световой день были получены яркие и незабываемые впечатления.
Яколович Дмитрий
г. Георгиевск, Ставропольского края
Ни гвоздя Вам, ни жезла!
Чтобы не было дождя.
Tisha
Сообщения: 346
Зарегистрирован: 26 окт 2005, 08:00
Откуда: Санкт-Петербург, Красное село
Контактная информация:

Сообщение Tisha »

Dima, Красиво написано, не занудно и не перегружено лишними подробностями. Особенно приятно окунутся в лето, прохладу гор, когда за окном морозный мартовский день. Спасибо!
Ижак стал маловат. Всё чаще передвигаюсь на 4-х колёсах.
GoldenEarring
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 25 окт 2007, 08:00
Откуда: Смоленск
Контактная информация:

Сообщение GoldenEarring »

Molodec muzhyk.tol'ko nichego o povidenii motocykla ne napisal
A tak, Molodec :!: :!: :!:
Dima
Сообщения: 3549
Зарегистрирован: 13 сен 2003, 08:00
Откуда: г. Георгиевск, Ставропольский кр.
Контактная информация:

Сообщение Dima »

Tisha, спасибо, я старался.
GoldenEarring, а почему писать о поведении мотоцикла? Я-же ехал не для того, чтобы его в дороге ремонтировать или регулировать :)

Открою небольшой секрет :) Это конкурсная статья и его итоги еще не подведены. Подробности про конкурс тут. Обратите внимание на призы!
Ни гвоздя Вам, ни жезла!
Чтобы не было дождя.
guzzi
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09 апр 2007, 08:00
Откуда: п.Ревда
Контактная информация:

Сообщение guzzi »

Благодарю!напомнил о приближающейся весне!
З.Ы.: я в гараж :D
Alexuz-Xaldey
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 04 авг 2007, 08:00
Откуда: Белгородская обл, г. Старый Оскол
Контактная информация:

Сообщение Alexuz-Xaldey »

Понравилось. Написано интересно и фотки красивые.
Что могу сказать... ждем-с лета и новых поездок =).
easyrider87
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 17 фев 2006, 09:00
Откуда: Казахстан, Рудный

Сообщение easyrider87 »

Dima, обожаю, как ты описываешь свои поездки! Эта статья не есть исключение, т.е. как всегда всё отлично! Читал взахлёб.
Аватара пользователя
motomaniak
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: 08 янв 2005, 09:00
Откуда: Казань

Сообщение motomaniak »

А зачем было разворачиваться через сплошную прямо перед гайцами?На крайняк можно было разрешения спросить.
Эх!Хорошо в стране советской жить!!!
Dima
Сообщения: 3549
Зарегистрирован: 13 сен 2003, 08:00
Откуда: г. Георгиевск, Ставропольский кр.
Контактная информация:

Сообщение Dima »

motomaniak, есть такое понятие: "задний ум" :) Вот им-то все сильны :) В том числе и я :)
Ни гвоздя Вам, ни жезла!
Чтобы не было дождя.
Аватара пользователя
motomaniak
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: 08 янв 2005, 09:00
Откуда: Казань

Сообщение motomaniak »

В смысле сначала сделал,потом подумал?Тогда понятно,сам осенью за сплошную пострадал(нечаянно заехал,расслабился чё-то под вечер)
Эх!Хорошо в стране советской жить!!!
Ответить