Конструктор-сцепленщик и «Юпитеровское» сцепление

Аватара пользователя
Vasiliy-vod_Jupiter
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 12 фев 2011, 09:00
Откуда: Новоузенск, Саратовская обл.

Конструктор-сцепленщик и «Юпитеровское» сцепление

Сообщение Vasiliy-vod_Jupiter »

На родном заводе я работаю конструктором по сцеплениям и их приводам. Так что мне, видимо, на роду написано сражаться с этими агрегатами вечно… Но это присказка.
В статье «Мой верный «водяной» «Юпитер»» я уже писал, что проблемы со сцеплением у моего мотоцикла были смолоду. И регулировочный винт я «поджимал», и диски шлифовал. Но езжу. И вот снова боевому «Ижу» стало скучно, захотелось, чтобы хозяин брюхо почесал… Еду себе как-то на дачу (мотокросс по обочине в объезд многокилометрового «хвоста» перед переездом) и вдруг сцепление «пропадает». Что за ерунда?! Останавливаюсь, снимаю правую крышку, а там… Шток-«гвоздь» почему-то начал вращаться, от трения о рычаг полуавтомата разогрелся, сжёг середину резинового колпачка (образовалась неровная дыра миллиметров 7 в диаметре). Да ещё вращающийся шток немного подносил рычаг полуавтомата… Напихал я в отверстие штока остатков графитной смазки от цепи, отрегулировал, доехал до дачи.
Вытащил штоки, шарик, осмотрел и выпал в осадок. Шарик износился и перестал быть круглым, а длинный шток сварился с регулировочным винтом! Заводская конструкция штоков показана на первом рисунке. (Для наглядности все рисунки помещены ниже, в одном месте).
Разломил, подчистил торцы, заменил шарик и на всякий случай поставил второй шарик между регулировочным винтом и длинным штоком (второй рисунок). Запасного колпачка гайки звёздочки не было, поэтому временно подложил под старый втулку из губчатой резины, смазал штоки и шарики консистентной смазкой – импортным аналогом нашей ШРУС-4. Пару запасных шариков положил в дежурную коробочку с крепежом – запас карман не тянет.
Но недолго музыка играла… Спустя около 1000 км полез менять потёкшую манжету вторичного вала КП. Поменял, поставил на гайку новый колпачок, сую шток-«гвоздь», а он проваливается! Ощущение, что вся цепочка укоротилась миллиметров на 15! Мистика! Выворачиваю регулировочный винт, а у него отломился тонкий «хвост»! И чего бы ему было не отломиться, если он всего 4 мм в диаметре и на переходе в резьбовую часть никакой галтели не имеет? Кто этот злополучный винт проектировал?! И зачем ему вообще этот хвостовик? В центровке диска он всё равно не участвует, а вероятность перекоса нажимного диска только увеличивает. Да и у минских и ковровских мотоциклов никакого хвостовика там не было… Но ведь натура у моего «Ижа»: винт сломался, но обломок сразу не выпал, дотянула машина до дачи!
Выругавшись, стал думать, как извлечь отломившийся хвостовик и упавший второй шарик из сцепления, куда они, естественно, и упали. Как не хотелось снимать левую крышку двигателя, а на «водяном» двигателе это вдвойне неприятно, поскольку крышку выворачивают шланги к водяному насосу, да ещё надо попасть поводком этого насоса в прорези звёздочки коленвала! Да ещё у меня стоит багажник, из-за которого глушитель снимать – тоже не сахар.
Отвернул гайку и вынул одну из нажимных пружин. За конструкцию овального лючка конструктору огромное спасибо! С помощью сильного магнита (от большого старого динамика), 6-имиллиметрового стального стержня, проволочного крючка и пинцета обнаружил и «выудил» наружу шарик. А обломок винта-то в диаметре меньше, он глубже провалился в щель между фасонным нажимным диском и плоским! Но не на того напали! Долой аккумулятор, бензобак, мотоцикл на правый бок – чтобы обломок скатился во внутренний барабан сцепления. По очереди отвернул все нажимные пружины, увидел обломок и с помощью вышеупомянутых инструментов его вытащил. Фу-у!
(На стоящем мотоцикле снимать все нажимные пружины нельзя – обломок выпадет из сцепления в полость моторной передачи и КП, потом точно придётся всё разбирать.)
Поставил на место нажимные пружины. Когда ставил, обнаружил, что стопорные выступы на гайках износились, пришлось их «подновить», поставив гайки на стальную втулку с радиальной прорезью и «простучав» через отвёртку со стальным затыльником.
Подчистил на наждаке торец оставшейся части регулировочного винта, поставил. Длинный шток сдвинул влево до упора в винт. А между двумя шариками поставил плунжер длиной 12 мм, сделанный из хвостовика от 6-миллиметрового сверла – у него твёрдость подходящая (третий рисунок).
Нельзя упирать шарики непосредственно друг в друга – из-за радиального зазора они встанут «врасклин». Шарик должен касаться плоского торца, в котором он сам выработает себе углубление.
Снова смазал консистентной смазкой, собрал, отрегулировал и теперь езжу. Больше, надеюсь, в этой группе деталей отказать нечему.
Да, и ещё. Для регулировки привода сцепления я использую полый торцовый ключ "на 13" для регулировки стояночного тормоза "Москвича-2140". У этого ключа я отрезал рукоятку и привари, максимально приблизив к нерабочему торцу, чтобы не задевала за педаль переключения передач. Очень удобно просунуть через этот ключ отвёртку (кстати, шлиц винта мне пришлось расширить "болгаркой"), чтобы удерживать винт во время ослабления и затяжки контргайки.
Pobedovod
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 09:00
Откуда: ст. Бурмакино
Контактная информация:

Re: Конструктор-сцепленщик и «Юпитеровское» сцепление

Сообщение Pobedovod »

А рисунки где? Охота посмотреть, как всё сделано.
android
Сообщения: 7822
Зарегистрирован: 18 дек 2003, 09:00
Откуда: Чухония

Re: Конструктор-сцепленщик и «Юпитеровское» сцепление

Сообщение android »

... Для наглядности все рисунки помещены ниже, в одном месте...
Найти бы это одно место... Без иллюстраций пустовато как-то.
Я не " скАчу"...!
Аватара пользователя
Vasiliy-vod_Jupiter
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 12 фев 2011, 09:00
Откуда: Новоузенск, Саратовская обл.

Re: Конструктор-сцепленщик и «Юпитеровское» сцепление

Сообщение Vasiliy-vod_Jupiter »

Раз такое дело, сейчас пошлю рисунки повторно. Много чего в нашей стране в "одном месте" находится... :D
Аватара пользователя
anatolniz
Сообщения: 1076
Зарегистрирован: 07 янв 2010, 09:00
Откуда: харьков

Re: Конструктор-сцепленщик и «Юпитеровское» сцепление

Сообщение anatolniz »

...ну не знаю,что,что а сцепление в юпитере самый надежный узел и что-то с ним делать -не вижу смысла.
ИЖ(1948,58,61,63,71,80).
М-72(1957,58)
Аватара пользователя
Vasiliy-vod_Jupiter
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 12 фев 2011, 09:00
Откуда: Новоузенск, Саратовская обл.

Re: Конструктор-сцепленщик и «Юпитеровское» сцепление

Сообщение Vasiliy-vod_Jupiter »

Со сцеплением и я ничего делать не хотел, пока привод не забарахлил.
Раз администрация мои рисунки так в статью и не вставила - помещу их здесь.
Вложения
Штоки3.JPG
dima0024
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 16 июн 2010, 08:00
Откуда: Воронежская обл. г.Россошь

Re: Конструктор-сцепленщик и «Юпитеровское» сцепление

Сообщение dima0024 »

написано хорошо, только у меня на ижаке таких проблем сроду не было. А вот буксует частенько, ВОТ ЕСЛИБ РАССКАЗАЛ КАК ОТ ЭТОГО РАЗ И НА ВСЕГДА СПАСТИСЬ, БЫЛО Б АФИГЕННО
AStorm
Сообщения: 2573
Зарегистрирован: 21 янв 2008, 09:00
Откуда: Омск

Re: Конструктор-сцепленщик и «Юпитеровское» сцепление

Сообщение AStorm »

dima0024, приколхозить муфту сцепления от иномарки и поставить гидравлический привод выключения сцепления - 100% результат. С нашими дисками вело, ведет, вести будет.
Изображение
You can kick my dog
You can fuck my woman
but never, NEVER
touch my bike!
Аватара пользователя
Vasiliy-vod_Jupiter
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 12 фев 2011, 09:00
Откуда: Новоузенск, Саратовская обл.

Re: Конструктор-сцепленщик и «Юпитеровское» сцепление

Сообщение Vasiliy-vod_Jupiter »

AStorm, гидравлический привод хорош, пока ничего не течёт... Вспомни тормоза и сцепление автомобилей. И потом, я бы ни за что не бы отказался от "полуавтомата", а при его наличии не сделать самый простой и надёжный вариант - когда гидроцилиндр толкает непосредственно шток. Делать "тянущий" цилиндр из амортизатора, открывающего багажник в "девятках" и им подобных автомобилях (это когда-то предлагали в "Мото") - категорически не советую: манжеты в этих амортизаторах не "тормозухостойкие".
А по поводу "ведения" и буксования я тут обнаружил следующее: "ведёт" сильнее, если сильнее (но равномерно) поджать все пять пружин. Похоже, что нажимной диск недостаточно жёсткий и выгибается. По весне время будет, разберу, попробую приварить какие-нибудь усилители и перешлифовать рабочую плоскость (при сварке покоробит). Если чего получится - отпишусь обязательно.
AStorm
Сообщения: 2573
Зарегистрирован: 21 янв 2008, 09:00
Откуда: Омск

Re: Конструктор-сцепленщик и «Юпитеровское» сцепление

Сообщение AStorm »

Vasiliy-vod_Jupiter, я два года отъездил с гидравликой на сцеплении - не вспоминал про этот узел вообще. Аналогично и со всеми моими тремя тормозными контурами - они тоже все гидравлические.
А полуавтомат - это как религия - кто во что верит. Я в него не верю. Как другие - дело других.
Изображение
You can kick my dog
You can fuck my woman
but never, NEVER
touch my bike!
Ответить