Использование необслуживаемых аккумуляторов в мотоцикле.
Использование необслуживаемых аккумуляторов в мотоцикле.
В настоящее время стали широко распространены свинцовые необслуживаемые аккумуляторные батареи. Рассматриваются особенности использования их на отечественных мотоциклах.
Раньше всего эти батареи начали применяться в источниках бесперебойного питания компьютеров (ИБП или UPS). Соответственно, долгое время они и назывались "аккумуляторами от УПСов". Также называют их герметичными, гелевыми и проч. Но правильно называть их именно необслуживаемыми. Основное их отличие от традиционных свинцовых кислотных аккумуляторных батарей - применение желеобразного электролита и регенерация газов. Соответственно, они имеют другую форму и структуру пластин электродов. Однако, нам не столько важно устройство батарей, сколько их отличия от традиционных и особенности их эксплуатации.
Аккумуляторные батареи выпускаются на различное напряжение и различной емкости. Нас интересуют только 6- и 12-вольтовые батареи средней емкости. Батареи меньшей емкости используются, к примеру, для резервного питания устройств охранной сигнализации, а большей - для мощных устройств резервного питания. Ниже приведены основные характеристики наиболее подходящих из них для использования в мотоцикле в качестве основной аккумуляторной батареи. Емкость дана при 20-часовом цикле разряда, габариты в формате Д*Ш*В. Полная высота - высота с учетом клемм. Номинальная рабочая температура всех батарей - 25°C, рабочий диапазон температур - от -15°C до 50°C. Саморазряд за год (при 25°C) - до 64 % от начальной емкости
Номинальное напряжение - 6 В
Емкость - 4,5 А*ч
Внутреннее сопротивление - 18 мОм
Максимальный ток заряда 1,8 А
Габариты - 70*48*101 мм
Полная высота 106 мм
Масса 0,86 кг
Номинальное напряжение - 12 В
Емкость - 7,0 А*ч
Внутреннее сопротивление - 22 мОм
Максимальный ток заряда 2,8 А
Габариты - 151*65*94 мм
Полная высота 100 мм
Масса 2,5 кг
Номинальное напряжение - 12 В
Емкость - 12,0 А*ч
Внутреннее сопротивление - 12 мОм
Максимальный ток заряда 2,8 А
Габариты - 151*98*94 мм
Полная высота 100 мм
Масса 4,0 кг
Номинальное напряжение - 12 В
Емкость - 17,0 А*ч
Внутреннее сопротивление - 12 мОм
Максимальный ток заряда 6,8 А
Габариты - 181*77*167 мм
Полная высота 167 мм
Масса 6,0 кг
Следует учесть, что хотя приведены параметры батарей только одного производителя, остальные батареи должны иметь примерно такие же, стандартные характеристики. Ряд производителей заявляют более высокие параметры. В основном это повышенная емкость, больший зарядный ток и меньшее внутреннее сопротивление. Так, например, емкость батареи стандартных 7-а*ч габаритов у разных производителей доходит до 9 а*ч. Однако не стоит забывать, что такие батареи значительно (в 2-3 раза) дороже стандартных.
Теперь остановимся на некоторых особенностях использования этих батарей в мотоциклах. Начнем с их положительных качеств.
1. Необслуживаемость. Одно из основных преимуществ. Не надо контролировать уровень и плотность электролита, что чрезвычайно удобно.
2. Отсутствие паров и брызгов электролита. Как известно, пары и брызги серной кислоты, выделяющиеся при работе традиционных батарей, быстро окисляют аккумуляторный отсек мотоцикла. В этих батареях выделяемые при химической реакции газы на 99% регенерируются. Поэтому, кстати, эти батареи иногда и называют герметичными, хотя это и не так.
3. Возможность работы в наклонном и даже перевернутом состоянии. Согласитесь, неприятно, когда из лежащего на боку мотоцикла вытекает электролит! В необслуживаемых же батареях используется желеобразный электролит, который допускает работу батареи в различных положениях. Однако, нормальная работа батареи возможна только при обычном ее положении.
4. Готовность к работе. Купленную батарею не надо заливать электролитом, пропитывать пластины, выполнять формовку и прочее. Купил, поставил, и тут же используй!
5. Меньший вес. При одинаковой с традиционной батареи емкости, необслуживаемая имеет меньшую массу. Это вызвано иной формой пластин и довольно важно при большой емкости батареи. В самом деле, 17-а*ч батарея весит значительно меньше, нежели обычная!
6. Меньшая цена. Парадоксально, но факт: необслуживаемые батареи дешевле. Правда, при условии, что мы сравниваем 7-а*ч необслуживаемую и 9-а*ч мотоциклетные батареи, что в какой-то мере справедливо.
7. Чистые руки. При работе с необслуживаемыми батареями не следует опасаться электролита. Нет необходимости постоянно мыть руки и следить, чтобы от капли кислоты не проело штаны.
8. Доступность. Действительно, купить необслуживаемую батарею можно практически в любом крупном компьютерном магазине. Мотоциклетную же - только в специализированных магазинах.
Однако, есть у необслуживаемых батарей и свои минусы. Иногда они перевешивают все их преимущества:
1. Боязнь большого зарядного тока. Там, где традиционные батареи начинают кипеть, необслуживаемые вздуваются, становятся круглыми. После этого они практически неработоспособны - емкость их падает практически до нуля. Иначе говоря, выход из строя регулятора напряжения мотоцикла для них фатален.
2. Невозможность работы в стартерном режиме. Хотя они и могут выдавать довольно большой ток, но срок работы у них при этом сокращается катастрофически. Так что принято считать их не-стартерными батареями.
3. Менее прочный корпус. Непрочно закрепленная в аккумуляторном отсеке батарея при езде по нашим дорогам запросто может разбиться. К сожалению, такие случаи нередки.
4. Меньший срок службы. Хотя производители и заявляют срок службы в 5, а то и 7 лет - это для работы в источниках бесперебойного питания и аналогичных устройствах. Для мотоцикла более реален 3-летний срок службы.
5. Плохая работа при отрицательных температурах. Опять же, хотя производители и гарантируют работу батарей при -15°C, но заряд батареи при такой температуре настолько затруднен, что даже при использовании мотоцикла без электростартера с исправным генератором необходима периодическая подзарядка батареи. Связано это с желеобразным электролитом. Нормальной температурой работы батареи можно считать до -5°C.
6. Иные, по сравнению с мотоциклетными, габариты и емкость. Аккумуляторные отсеки мотоциклов и крепеж батарей рассчитаны на другие габариты. Поэтому нельзя просто поставить вместо штатной мотоциклетной необслуживаемую батарею.
Возникает закономерный вопрос: так использовать такие батареи в мотоцикле или нет? Что лучше? Однозначно ответить на него нельзя. Необслуживаемые батареи имеют ряд неоспоримых преимуществ. При исправном электрооборудовании мотоцикла можно порекомендовать поставить вместо штатной 7-а*ч необслуживаемую батарею в 12-вольтовый мотоцикл. Хотя она и выдаст несколько меньшую, по сравнению с новой мотоциклетной батареей, емкость, удобство ее использования несомненно! Однако, следует как следует закрепить ее внутри отсека, чтобы предотвратить удары.
Для мотоциклов с 6-вольтовым оборудованием рекомендуется использовать две включенные параллельно батареи. При этом можно разместить их раздельно. Те же батареи, но уже включенные последовательно, можно использовать в мотоциклах с 12-вольтовым безаккумуляторным оборудованием. Не секрет, что многие владельцы "Минсков" и "Восходов" ставят аккумуляторы для нормальной работы освещения этих мотоциклов. Однако, следует учесть, что для использования этих батарей нужна более точная регулировка регулятора напряжения мотоцикла. Усугубляется это тем, что эти регуляторы конструктивно герметичны и нерегулируемы.
В случае же установки аккумуляторной батареи большой емкости преимущества необслуживаемой перед традиционной неоспоримы. Меньшая масса и габариты позволяют установить ее практически в любом месте, не стараясь опустить ее как можно ниже.
В заключении о личном опыте использования этих батарей. Я первый раз поставил на мотоцикл такую батарею больше 5 лет назад. После этого у меня ни разу не возникало желания поставить обычную мотоциклетную. Однако в мотороллере (с электростартером) у меня стоят обычные мотоциклетные батареи.
Раньше всего эти батареи начали применяться в источниках бесперебойного питания компьютеров (ИБП или UPS). Соответственно, долгое время они и назывались "аккумуляторами от УПСов". Также называют их герметичными, гелевыми и проч. Но правильно называть их именно необслуживаемыми. Основное их отличие от традиционных свинцовых кислотных аккумуляторных батарей - применение желеобразного электролита и регенерация газов. Соответственно, они имеют другую форму и структуру пластин электродов. Однако, нам не столько важно устройство батарей, сколько их отличия от традиционных и особенности их эксплуатации.
Аккумуляторные батареи выпускаются на различное напряжение и различной емкости. Нас интересуют только 6- и 12-вольтовые батареи средней емкости. Батареи меньшей емкости используются, к примеру, для резервного питания устройств охранной сигнализации, а большей - для мощных устройств резервного питания. Ниже приведены основные характеристики наиболее подходящих из них для использования в мотоцикле в качестве основной аккумуляторной батареи. Емкость дана при 20-часовом цикле разряда, габариты в формате Д*Ш*В. Полная высота - высота с учетом клемм. Номинальная рабочая температура всех батарей - 25°C, рабочий диапазон температур - от -15°C до 50°C. Саморазряд за год (при 25°C) - до 64 % от начальной емкости
Номинальное напряжение - 6 В
Емкость - 4,5 А*ч
Внутреннее сопротивление - 18 мОм
Максимальный ток заряда 1,8 А
Габариты - 70*48*101 мм
Полная высота 106 мм
Масса 0,86 кг
Номинальное напряжение - 12 В
Емкость - 7,0 А*ч
Внутреннее сопротивление - 22 мОм
Максимальный ток заряда 2,8 А
Габариты - 151*65*94 мм
Полная высота 100 мм
Масса 2,5 кг
Номинальное напряжение - 12 В
Емкость - 12,0 А*ч
Внутреннее сопротивление - 12 мОм
Максимальный ток заряда 2,8 А
Габариты - 151*98*94 мм
Полная высота 100 мм
Масса 4,0 кг
Номинальное напряжение - 12 В
Емкость - 17,0 А*ч
Внутреннее сопротивление - 12 мОм
Максимальный ток заряда 6,8 А
Габариты - 181*77*167 мм
Полная высота 167 мм
Масса 6,0 кг
Следует учесть, что хотя приведены параметры батарей только одного производителя, остальные батареи должны иметь примерно такие же, стандартные характеристики. Ряд производителей заявляют более высокие параметры. В основном это повышенная емкость, больший зарядный ток и меньшее внутреннее сопротивление. Так, например, емкость батареи стандартных 7-а*ч габаритов у разных производителей доходит до 9 а*ч. Однако не стоит забывать, что такие батареи значительно (в 2-3 раза) дороже стандартных.
Теперь остановимся на некоторых особенностях использования этих батарей в мотоциклах. Начнем с их положительных качеств.
1. Необслуживаемость. Одно из основных преимуществ. Не надо контролировать уровень и плотность электролита, что чрезвычайно удобно.
2. Отсутствие паров и брызгов электролита. Как известно, пары и брызги серной кислоты, выделяющиеся при работе традиционных батарей, быстро окисляют аккумуляторный отсек мотоцикла. В этих батареях выделяемые при химической реакции газы на 99% регенерируются. Поэтому, кстати, эти батареи иногда и называют герметичными, хотя это и не так.
3. Возможность работы в наклонном и даже перевернутом состоянии. Согласитесь, неприятно, когда из лежащего на боку мотоцикла вытекает электролит! В необслуживаемых же батареях используется желеобразный электролит, который допускает работу батареи в различных положениях. Однако, нормальная работа батареи возможна только при обычном ее положении.
4. Готовность к работе. Купленную батарею не надо заливать электролитом, пропитывать пластины, выполнять формовку и прочее. Купил, поставил, и тут же используй!
5. Меньший вес. При одинаковой с традиционной батареи емкости, необслуживаемая имеет меньшую массу. Это вызвано иной формой пластин и довольно важно при большой емкости батареи. В самом деле, 17-а*ч батарея весит значительно меньше, нежели обычная!
6. Меньшая цена. Парадоксально, но факт: необслуживаемые батареи дешевле. Правда, при условии, что мы сравниваем 7-а*ч необслуживаемую и 9-а*ч мотоциклетные батареи, что в какой-то мере справедливо.
7. Чистые руки. При работе с необслуживаемыми батареями не следует опасаться электролита. Нет необходимости постоянно мыть руки и следить, чтобы от капли кислоты не проело штаны.
8. Доступность. Действительно, купить необслуживаемую батарею можно практически в любом крупном компьютерном магазине. Мотоциклетную же - только в специализированных магазинах.
Однако, есть у необслуживаемых батарей и свои минусы. Иногда они перевешивают все их преимущества:
1. Боязнь большого зарядного тока. Там, где традиционные батареи начинают кипеть, необслуживаемые вздуваются, становятся круглыми. После этого они практически неработоспособны - емкость их падает практически до нуля. Иначе говоря, выход из строя регулятора напряжения мотоцикла для них фатален.
2. Невозможность работы в стартерном режиме. Хотя они и могут выдавать довольно большой ток, но срок работы у них при этом сокращается катастрофически. Так что принято считать их не-стартерными батареями.
3. Менее прочный корпус. Непрочно закрепленная в аккумуляторном отсеке батарея при езде по нашим дорогам запросто может разбиться. К сожалению, такие случаи нередки.
4. Меньший срок службы. Хотя производители и заявляют срок службы в 5, а то и 7 лет - это для работы в источниках бесперебойного питания и аналогичных устройствах. Для мотоцикла более реален 3-летний срок службы.
5. Плохая работа при отрицательных температурах. Опять же, хотя производители и гарантируют работу батарей при -15°C, но заряд батареи при такой температуре настолько затруднен, что даже при использовании мотоцикла без электростартера с исправным генератором необходима периодическая подзарядка батареи. Связано это с желеобразным электролитом. Нормальной температурой работы батареи можно считать до -5°C.
6. Иные, по сравнению с мотоциклетными, габариты и емкость. Аккумуляторные отсеки мотоциклов и крепеж батарей рассчитаны на другие габариты. Поэтому нельзя просто поставить вместо штатной мотоциклетной необслуживаемую батарею.
Возникает закономерный вопрос: так использовать такие батареи в мотоцикле или нет? Что лучше? Однозначно ответить на него нельзя. Необслуживаемые батареи имеют ряд неоспоримых преимуществ. При исправном электрооборудовании мотоцикла можно порекомендовать поставить вместо штатной 7-а*ч необслуживаемую батарею в 12-вольтовый мотоцикл. Хотя она и выдаст несколько меньшую, по сравнению с новой мотоциклетной батареей, емкость, удобство ее использования несомненно! Однако, следует как следует закрепить ее внутри отсека, чтобы предотвратить удары.
Для мотоциклов с 6-вольтовым оборудованием рекомендуется использовать две включенные параллельно батареи. При этом можно разместить их раздельно. Те же батареи, но уже включенные последовательно, можно использовать в мотоциклах с 12-вольтовым безаккумуляторным оборудованием. Не секрет, что многие владельцы "Минсков" и "Восходов" ставят аккумуляторы для нормальной работы освещения этих мотоциклов. Однако, следует учесть, что для использования этих батарей нужна более точная регулировка регулятора напряжения мотоцикла. Усугубляется это тем, что эти регуляторы конструктивно герметичны и нерегулируемы.
В случае же установки аккумуляторной батареи большой емкости преимущества необслуживаемой перед традиционной неоспоримы. Меньшая масса и габариты позволяют установить ее практически в любом месте, не стараясь опустить ее как можно ниже.
В заключении о личном опыте использования этих батарей. Я первый раз поставил на мотоцикл такую батарею больше 5 лет назад. После этого у меня ни разу не возникало желания поставить обычную мотоциклетную. Однако в мотороллере (с электростартером) у меня стоят обычные мотоциклетные батареи.
- DerSchlang
- Сообщения: 2436
- Зарегистрирован: 10 апр 2005, 08:00
- Откуда: Москва, САО
- Контактная информация:
Их можно пользовать на мотоциклах с электростартерами.
Народ на 400ки ставит такие батареи на 12 А*ч и очень доволен. То, что при этом сокращается срок службы АКБ, перевешивается их низкой ценой - такая батарея стоит 500-700 рублей, а родная - до 100 баксов.
А на всяких полтинниках - стоят именно такие батарейки, но цена у родных -тоже не сахар.
Короче - хорошее изобретение человечества.
Народ на 400ки ставит такие батареи на 12 А*ч и очень доволен. То, что при этом сокращается срок службы АКБ, перевешивается их низкой ценой - такая батарея стоит 500-700 рублей, а родная - до 100 баксов.
А на всяких полтинниках - стоят именно такие батарейки, но цена у родных -тоже не сахар.
Короче - хорошее изобретение человечества.
Не знаю, какие именно ты регуляторы имел в виду, но лично у меня стоит калужский 121.3702 - вполне разбирается легким движением руки, а герметичности и близко не видать... На счет регулировки - ищешь схему с описанием. Регулируется подбором резистора в делителе напряжения.Однако, следует учесть, что для использования этих батарей нужна более точная регулировка регулятора напряжения мотоцикла. Усугубляется это тем, что эти регуляторы конструктивно герметичны и нерегулируемы.
Сообщите, пожалуйста, цены на эти аккумуляторы. Я совецкий аккумулятор могу купить рублей за 250, служит он у меня года по 3..4 (почему-то больше не получается, то ли руки из ж..., то ли некачественные попадаются).
Лично для меня основное достоинство - чистый аккумуляторный отсек. Сейчас при обычном аккумуляторе он похож у меня на холодильник в инее, уже один раз покупал его с новья, т.к. старый сгнил...
Лично для меня основное достоинство - чистый аккумуляторный отсек. Сейчас при обычном аккумуляторе он похож у меня на холодильник в инее, уже один раз покупал его с новья, т.к. старый сгнил...
- DerSchlang
- Сообщения: 2436
- Зарегистрирован: 10 апр 2005, 08:00
- Откуда: Москва, САО
- Контактная информация:
Krys, ищи тут:
www.ultracomp.ru
www.ultracomp.ru