Реле указателя поворотов.

admin
Сообщения: 741
Зарегистрирован: 21 фев 2011, 18:14

Реле указателя поворотов.

Сообщение admin »

Электронные реле указателя поворотов, как и предшествующие им тепловые, срабатывают не сразу после включения, а спустя 1...1.5 с, что снижает безопасность движения. Характерная особенность описываемого здесь устройства (рис. 1), заключается в том, что работа его начинается с горения ламп указателя поворотов, а не с паузы. Оно, кроме того, позволяет по яркости свечения контрольной лампы на панели приборов определять целость нитей сигнальных ламп. Частота включения ламп — 1,5...2 Гц.

Как это работает.
Основой реле указателя поворотов служит генератор импульсов, собраны на логических элементах DD1.1, DD1.2, DD1.3. Элемент DD1.4, образующий с элементом DD1.2 RS-триггер, обеспечивает запуск генератора переключателем указателя поворотов SA1. Пока переключатель SA1 находится в нейтральном положении, на вывод 1 элемента DD1.4 через резисторы R9 и R3 поступает от источника питания напряжение, соответствующее уровню логической 1, устанавливающее триггер в единичное состояние, запрещая генерацию импульсов. В это время транзисторы VT1 и VT2 закрыты, на входе элемента DD1.1 уровень логического 0, конденсатор С1 заряжен до напряжения 8 В (плюс на правой по схеме обкладке). При установке подвижного контакта переключателя SA1 в любое из крайних положений на вывод 1 элемента DD1.4 через сигнальные лампы HL1, HL2 (или HL3, HL4) и резистор R3 подается напряжение логического 0, которое переключает триггер в нулевое состояние. Одновременно на выходе элемента DD1.3 появляется уровень логической 1, отчего транзисторы VT1, VT2 открываются и включают лампы HL1 и НL2 (или HL3 и HL4). Ток, текущий через них, создает на резисторе R11 (R12) падение напряжения, которое открывает транзистор VT3 (VT4) и включает контрольную лампу HL5 (HL6). Теперь конденсатор С1 начинает разряжаться через резистор R2, выходное сопротивление элемента DD1.2 (на его выходе уровень логического 0) и внутренний входной защитный диод элемента DD1.1. Как только ток разрядки конденсатора С1 станет меньше тока через резистор R1, напряжение на входе элемента DD1.1 начнет повышаться. Когда оно достигнет порога срабатывания элемента DD1.1, то все логические элементы генератора переключатся в противоположное состояние, транзисторы VT1 и VT2 закроются. При этом на оба входа элемента DD1.2 будет подан (через резистор R2 и конденсатор С1) сигнал логической 1, а через резистор R1 потечет ток, перезаряжающий конденсатор С1 в сторону уменьшения напряжения на входном элементе DD1 1 генератора. Когда же это напряжение снизится до порога срабатывания элемента DD1 1, все логические элементы генератора снова переключатся, транзисторы откроются, лампы включатся и т д. В ждущем режиме генератор всегда находится в таком состоянии, что при включении указателя поворотов лампы включаются сразу же, без какой-либо паузы. Транзистор VT3 (VT4) контролирует исправность сигнальных ламп. Если обе лампы каждой пары исправны, то падение напряжения, создающееся на резисторе R11 (R12), откроет транзистор VT3 (VT4) и контрольная лампа HL5 (HL6) станет включаться в такт с лампами указателя поворотов. Но если нить одной из пары ламп перегорит, то падение напряжения на резисторе R11 (R12) окажется недостаточным для открывания транзистора VT3 (VT4) и контрольная лампа HL5 (HL6) не включится. Резистор R2 служит для ограничения тока перезарядки конденсатора С1 и напряжения на входе элемента DD1.1 генератора, а резистор R10 (R13) ограничивает ток базы транзистора VT3 (VT4).
Изображение

Из чего делать.
Все резисторы, использованные в устройстве, кроме R11 (R12), — МЛТ либо бескорпусные типоразмера 1206, конденсаторы — КМ-6 либо также бескорпусные типоразмера 1206. Резистор R11 (R12) — отрезок высокоомного провода диаметром 1 мм, сопротивление которого подбирают при налаживании. Вначале длину провода этого резистора берут такой, чтобы его сопротивление было 0,3...0,35 Ом. Свернув спиралью, концы провода крепят на плате любым способом, обеспечивающим надежное соединение с токонесущими контактными площадками печатной платы. Стабилитрон BZX55C8V2 можно заменить любым другим с напряжением стабилизации 7... 10 В. Вместо транзистора КТ315 подойдет любой другой маломощный кремниевый n-p-n транзистор, например, BC847. Транзисторы VT3, VT4 могут быть любым из серий КТ814, КТ816, КТ818. Все детали устройства монтируют на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Желательную частоту включения сигнальных ламп устанавливают подборкой конденсатора С1, а рабочий режим транзистора VT3 (VT4) — подгонкой сопротивления резистора R11 (R12). Приступая к подгонке сопротивления резистора R11 (R12), левый (по схеме) вывод резистора R10 (R13) отключают от платы и припаивают к нему гибкий проводник, а между подвижным контактом переключателя SA1 и корпусом (общим проводом) включают одну из сигнальных ламп указателя поворотов. Затем, подключив устройство к источнику питания, перемещением свободного конца гибкого проводника по проводу резистора R11 (R12) от левого (по схеме) вывода добиваются загорания контрольной лампы HL5 (HL6) на полную яркость. Найденную таким образом длину провода укорачивают на четверть — это и будет фактическая длина провода резистора. Если все же окажется, что в установленном на мотоцикле устройстве при включении указателя поворота и исправных сигнальных лампах контрольная лампа не загорается, то между базой транзистора VT3 (VT4) и общим проводом придется включить дополнительный резистор сопротивлением 3...10 кОм. Смонтированную плату покрывают лаком и размещают в металлической коробке подходящих размеров.

Если нет желания монтировать две контрольные лампы, из устройства изымают детали VT3, VT4, R10-R13, взамен удаленного монтируют VT5, R14, R15 (на схеме обведено пунктиром).

© Статья взята из "Радио" №8/1986, автор С. Бирюков, обработана мною.
P.S. Реле, к сожалению, мною не опробовано, так как знакомый, решивший попрактиковаться в езде на мотоцикле, нашел столб и вырвал мне левый котел со всеми потрохами, так что мне сейчас не до установки новых поворотов... :-(
User
Сообщения: 268
Зарегистрирован: 25 фев 2005, 09:00
Откуда: г. Пенза
Контактная информация:

Сообщение User »

"Радио" №8/1986
даа.. "Шурик это же не наш метод!" :)
снижает безопасность движения
сигналы поворота должны быть включены заблоговременно,т.е.до маневра. А если ты ,перед самым носом другого ТС, включишь свой "мгновенный" сигнал поворота для обгона и т.д. - безопасности это тебе не прибавит......
ИМХО не вижу плюсов перед штатным.
Пользуясь продукцией отечественного мотопрома приходится быть как минимум патриотом.
Captain
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 11 июн 2006, 08:00
Откуда: Москва, город-герой Мытищи
Контактная информация:

Сообщение Captain »

User, я и так включаю заблаговременно, и НЕ перед самым носом другого ТС, просто после щелчка на штатной релюхе не знаешь, когда загорится поворотник. Ну не смотреть же все время на приборку, в самом деле?
Урал колясыч 1991 г. р., 10К км. 9108АК50RUS,
Урал Волк 2000 г. р., 21К км. 8967AM50RUS
Неважно, сколько у тебя цилиндров и тактов, важно, сколько у тебя колес!
User
Сообщения: 268
Зарегистрирован: 25 фев 2005, 09:00
Откуда: г. Пенза
Контактная информация:

Сообщение User »

Captain, Зачем смотреть? Слушать! Параллельно контр.лампе ставится громкий зуммер и всё. У самого зуммер 2 года стоит, правда есть побочный эффект один - после поездки(когда идешь домой) у меня и пассажира возникают звуковые галюцинации 8O -кажется что пищит зуммер. :mrgreen:
ЗЫ. Дело хозяйское...
Пользуясь продукцией отечественного мотопрома приходится быть как минимум патриотом.
Yozhik

Сообщение Yozhik »

Кстати давно продаются еще и корпуса переключателей стеланные как на минимокиках. Там рычажок поворотника сам откидывается, его держать надо при повороте. И еще если уверен, что у тебя ВСЕ работает отпадает надобность смотреть куда-либо кроме дороги!
Vaml7uP

Сообщение Vaml7uP »

Yozhik писал(а):Кстати давно продаются еще и корпуса переключателей стеланные как на минимокиках. Там рычажок поворотника сам откидывается, его держать надо при повороте. И еще если уверен, что у тебя ВСЕ работает отпадает надобность смотреть куда-либо кроме дороги!
ээ.... а прикинь на 140 деражать его? :lol:
User
Сообщения: 268
Зарегистрирован: 25 фев 2005, 09:00
Откуда: г. Пенза
Контактная информация:

Сообщение User »

Vaml7uP,
ээ.... а прикинь на 140 деражать его?
140 чего? Градусов, км/ч,кг/м, секунд? :)
Если я тебя понял, то при входе в "Шикану" на 140 держать незачем 8) , ибо повортники давно размазаны по афальту как и всё остальное. :mrgreen:
Пользуясь продукцией отечественного мотопрома приходится быть как минимум патриотом.
Vaml7uP

Сообщение Vaml7uP »

гы.... на 140км\ч я имел в виду:)

з.ы. а что это за странное словечко "Шикана"?
User
Сообщения: 268
Зарегистрирован: 25 фев 2005, 09:00
Откуда: г. Пенза
Контактная информация:

Сообщение User »

Vaml7uP, :idea: "Шикана" энто название известного поворота. Определение применяется в основном на формуле-1, мото гран при и т.д.
Пользуясь продукцией отечественного мотопрома приходится быть как минимум патриотом.
Vaml7uP

Сообщение Vaml7uP »

а, вспомнил!! читал где то...
Ответить