Об амортизаторах ИЖ поступающих в запчасти

Ответить
admin
Сообщения: 741
Зарегистрирован: 21 фев 2011, 18:14

Об амортизаторах ИЖ поступающих в запчасти

Сообщение admin »

(на конкретном примере).
Пришла зима, и руки чешутся, родной ИЖ разменял уже 17 000. Пора бы и заднюю подвеску "протрясти", думаю, дай маслице в амортизаторах поменяю.


К работе родных амортизаторов серьезных нареканий не было. Да, во второй сезон в 1997г. побежал левый амортизатор. Пришлось разобрать и подложить полиуретановое кольцо, вырезанное из пластиковой крышки от банки, между сальником 9 (см. рисунок ниже) и вкладышем 8. Ну и конечно, потеряли свой былой блеск свежевыпущенных изделий. Но это не беда, главное чтобы не подвели в дороге.
Разобрал амортизаторы и понял, что малой кровью, в смысле заменой масла, не отделаюсь. В одной из амортизаторов (ранее разбираемых) открутилась гайка штока. Наверное, в прошлый раз я забыл её закернить, молод был, зелен, сейчас приходится расплачиваться.
Короче, загнуло резьбовую часть штока, и в труху перемолотило элементы 16, 17, 19-23, хорошо досталось и гайке. А в соседнем лопнул пополам корпус нижнего клапана. Он, правда, держался на своем месте, но под незначительным усилием вывалился из цилиндра. В результате оказался я без работоспособных амортизаторов.
И решил я купить на запчасти один амортизатор. Цилиндр поставлю за место развалившегося клапана, а шток со всем содержимым на место перемолотых родных деталей. Заодно, думаю, посмотрю сегодняшнее качество сборки, а то не каждый, купив новые амортизаторы, полезет в их внутренний мир.
Так как впереди маячили свободные выходные, то процесс выбора амортизатора ограничивался несколькими днями. Пробежавшись по четырем магазинам, я к своему разочарованию, не наткнулся на то, что искал. Только в пятом мне попался один экземпляр, но его я "отмел" из-за приваренной ручки к регулятору поджатия пружины. Родные были под ключ, решил такие и искать.
Обратил свой взор на рынок, там нужного мне добра оказалось полно. Основные внешние отличия сводились к различию цветовой гаммы пластика и покрытия металлических частей, а также в разной технологии изготовления регулятора преднатяга пружины. Но моего "родного" сероватого оттенка не было видно. Выбрал золотистого цвета, все равно меня интересовало только внутреннее содержание.
Еще при выборе амортизатора на рынке заметил у предложенного мне экземпляра, что резина верхнего сайлент-блока не привулканизированна к втулке и к штоку. Сложилось такое впечатление, что туда просто вставили резиновую полоску соответствующей толщины. Её концы даже не смыкались вместе, а образовывали зазор порядка 5-7 мм. Ясно, что при работе амортизатора резинку разбило бы за первые километры пути, и ни о каком креплении амортизатора к раме мотоцикла не могло быть и речи, не говоря уже и о комфортной езде. В результате остановил свой выбор на другом аналогичном экземпляре, но с привулканизированными салейнтблоками.
Пришел домой и занялся его разборкой. И пошли выявляться "косяки" изготовления. При разборке лопнуло одно из опорных полуколец 2, как оказалось, внутри в избытке присутствовали воздушные каверны. Да и сам состав пластика отличался от используемого в родных полукольцах. Можно сказать, что пластмасса родных полуколец более пластична (как бы тривиально это не звучало) и, как следствие, менее хрупка.
Также отсутствовали опорные шайбы 4, их должно было быть две штуки. Видать прочность пластика подняли до уровня железа, как следствие, полукольцо и сломалось (хрупкость - обратная сторона прочности). Но думаю, скорее всего, в них отпала необходимость, видать ресурс амортизатора меньше ресурса пластика подвергающегося непрерывным ударным нагрузкам со стороны пружины. И не важно, что при изменении преднатяга пружины не исключена возможность её "впивания" в пластик.
Открутил корпус сальника 7, и вот я добрался до святая святых - внутреннего содержания гидравлического элемента. Первым делом слил жидкость, содержащуюся в нем. Долго гадал, что это такое было залито в него. Ни по цвету, какая-то буро-рыжая жижа (не художник, точное название цвета не подберу), ни по вязкости она не напоминало МГП-10, которую положено заливать по инструкции. Конечно, свое заключение по поводу, что это было до внедрения в амортизатор, я сделал (обосновываясь на совместных с соседом рассуждениях), но обо всем по порядку.
Достал я шток со всем добром на нем размещенным. Все с виду вроде бы на месте, и длинна штока соответствует моему "родному" 1995г.в.. Но, взглянув чуть поближе, "по телу пробежала дрожь". Бедный поршень, что он повидал за свою короткую жизнь одному богу известно. Но где он успел получить столько царапин. И замечем его били каким то круглым предметом мне неизвестно, но на рабочей поверхности отчетливо осталась вмятина диаметром около 4 мм.
Окончательно сливая остатки "рабочей жидкости", вытаскиваю цилиндр амортизатора. Хорошо, что при разборке присутствовал мой сосед, он спас меня от вывиха челюсти вовремя её подхватив (за что ему отдельное спасибо), мои руки то были заняты. А челюсть с очень большой скоростью устремилась к полу, увидев то, что оказалось в руках. Чёрт, как многое стало на свои места: цвет жидкости, чуть ли не двойная разница в стоимостях Ижевских и Ураловских амортизаторов (хотя сегодняшнее качество их сборки не имел возможность проверить), состояние дел на заводе.
А дело было всего лишь в "пустячке". В руках у меня вместо такого сложного узла, как цилиндр амортизатора с встроенным клапаном, состоящим из тарелки клапана, пружины диска клапана и корпуса нижнего клапана, оказалась сквозная труба (без всяких там клапанов) соответствующего диаметра с равномерным ржавым налетов (как внутри, так и снаружи). Сопоставив ржавчину на цилиндре, цвет и вязкость слитой жидкости пришли к выводу (с соседом), что в первоисточнике это было масло из группы "Автола", а не какое-то там гидравлическое масло для амортизаторов МГП-10.
Столкнувшись с таким, нечего было ожидать и от клапана, расположенного на штоке. Решил разобрать и проверить, что там намудрили изготовители данного изделия. При откручивании гай-ки штока обнаружил, что она затянута до упора в поршень, тем самым лишае его возможности перемещения. Вывод - сборщики этого самодельного конструктора даже не знают принцип работы амортизатора и назначение пружины 23. Сама конструкция клапана упрощена "донельзя". Четыре отверстия в поршне, столько же в ограничителе клапана одинакового диаметра, а по середине свободно перемещающаяся по штоку между ними шайба толщиной 0,7-1,0 мм. За счет прижатия шайбы, под действием рабочей жидкости, к поршню или ограничителю клапана изменяется гидравлическое сопротивление. Короче, пакетом дроссельных шайб и клапанов, обеспечивающих плавное включение амортизатора в работу, и не пахло.
Немного покопавшись в имеющейся литературе, обнаружил, что данное исполнение клапана последний раз применялось на первых машинах третьего семейства ИЖ, годах в 70-х. Но уже при их модернизации, например на ИЖ-П3-01, установили амортизаторы с дроссельным пакетом. Но и в той конструкции амортизаторов первого и второго семейства мотоциклов ИЖ, цилиндр амортизатора был выполнен заодно с нижним клапаном, обеспечивающим перепуск жидкости из кольцевого резервуара в цилиндр.
Так что вывод о доставшемся мне объекте один - левак, или, что вернее, результат параллельного остановившемуся конвейеру производства умельцев ИЖ-МОТО.
Но осталось два не совсем понятных мне момента в конструкции свежеприобретенного амортизатора. Первое - в корпус подвески 27 был плотно вставлен (сам не выпал, а его я не пытался доставать) стакан из примерно 1 миллиметрового железного листа с отверстием в днище. Точное его назначение мне неизвестно, возможно, чтобы цилиндр-труба не имели значительного свободного хода.
Но вот второй момент позволяет сделать довольно неутешительные выводы. Он заключается в том, что корпус сальника 7, распорная втулка 11 и втулка што
ка 12 имеют другие геометрические размеры. Конструктивно все они одинаковы моим "родным" деталям, но суммарная их толщина примерно на 15 мм. больше. В результате чего и труба-цилиндр короче моего "родного" цилиндра на 1,5 см. А как следствие - на такую же величину и будет отличаться ход амортизаторов.
Так основной вопрос возникает вот в чем: "А зачем "подпольщикам" возится с изготовлением ТРЕХ деталей отличных от серийных, когда намного проще взять серийные образцы и отрезать трубу-цилиндр на 15 мм. длиннее?" Или на заводе все-таки идут работы по "совершенствованию" конструкции амортизатора? Кто бы подсказал ответ на данный вопрос.
И какие же можно подвести выводы, просто в очередной раз констатировать тот факт, что завод не заботиться о потребителях своей продукции, допуская возможность появления на рынке не качественных запчастей. Тогда чему удивляться, что потребитель отворачивается от завода. А на одних энтузиастах обитающих на этом сайте в рыночных условиях не выжить.

А вот то, что я планировал купить:

ИзображениеНажми чтобы увеличить
1 - сайлент-блок, 2 - опорное полукольцо, 3 - стакан, 4 - опорная шайба, 5 - буфер, 6 - пружина подвески, 7 - корпус сальника, 8 - вкладыш, 9 - чальник, 10 - сальник резервуара, 11 - распорная втулка, 12 - втулка штока, 13 - шток с наконечником, 14 - пружина отбоя, 15 - ограничитель лапана, 16 - пружина диска клапана, 17, 20 - клапаны, 18 - поршень, 19 - дросельный диск, 21 - тарелка клапана, 22, 25 - втулки, 23 - пружина, 24 - гайка штока, 26 - регулятор, 27 - корпус подвески, 28 - цилиндр апортизатора, 29 - штифт, 30 клапан, 31 - корпус нижнего клапана.
Рисунок отсканирован, из какой то пока мне неизвестной, книги и любезно предоставлен ZxV.

А свои амортизатор я все-таки собрал, ездить то охота, а новый мотоцикл пока позволить себе не могу. Пришлось от купленного поставить только шток и примитивный клапан, а цилиндр взять из уже отслуживших свою службу амортизаторов, предоставленных соседом. Жалко, что в них не уцелели и другие элементы.
Остальное покажут километры.

Карпов Александр
Красноярск 2004
Ответить