Барабанные тормоза с механическим приводом

Ответить
VVChaif
Самый Старший
Сообщения: 1712
Зарегистрирован: 03 апр 2004, 09:00
Откуда: Краснодарский край ст. Стародеревянковская
Контактная информация:

Барабанные тормоза с механическим приводом

Сообщение VVChaif »

Тормоза мотоциклов "Планета" и "Юпитер"
барабанные, колодочные.

Так они называются потому, что эффект торможения достигается
за счет трения, возникающего между накладками колодок и поверхностью трения,
жестко связанной со ступицей колеса. Поверхность представляет собой барабан.
При торможении накладки и барабан сильно разогреваются, что приводит к снижению
эффективности торможения. Для лучшего отвода тепла ступицы колес мотоциклов
"ИЖ" изготовлены из алюминиевого сплава с оребрением.
Тормозные колодки бывают двух типов. Для барабанных тормозов они выполнены в
виде сегментов, наружная форма которых копирует поверхность барабана. Колодки
дисковых тормозов плоские. В любом случае к рабочей поверхности колодок приклеены,
либо приклепаны накладки из фрикционного материала.
Поскольку тормоз чаще всего располагается справа или слева колеса, его называют
односторонним. Симметричным его называют в связи с тем, что обе колодки конструктивно
одинаковы. И, наконец, в том случае, когда колодки одним концом опираются на
неподвижный упор, тормоз именуют - "с нерегулируемым упором". Передние
тормоза - с двухкулачковым механическим приводом (конструкция показана на рисунке,
каталог деталей - в таблице),
Изображение



 
Обозначение
детали
Наименование
детали
Количество
на мотоцикл, шт.


ПЗ ЮЗ
П4 Ю4
П5 Ю5
П6


1
2
3
4
5
6


1
ИЖП4. Сб.4-39-1
Тормоз передний с тросом
1
-
-


 
ИЖП4. Сб.4-40-1
Тормоз передний
-
1
1


 
ИЖП4. Сб.4-39
Тормоз передний с тросом
-
1
1


2
90-459 (3,5х18)
Покрышка
1
1
1


3
ИЖП2. 4-224-2
Обод колеса хромированный
1
1
1


 
ИЖП2. 4-224
Обод крашеный
1
1
1


4
ИЖП2. 0-103
Ось
1
1
1


5
ИЖ56. 4-7-2
Корпус сальника
1
1
1


6
ИЖ56. 4-18
Пружина сальника
1
1
1


7
ИЖ56. С6.4-29
Сальник колеса
1
1
1


8
ИЖ56. Сб. 4-27
Сальник в сборе
1
1
1


9
ИЖ56. С6.4-6-2
Втулка опорная
1
1
1


10
ИЖП2. 4-21
Крышка декоративная
1
1
1


11
60203А
Подшипник
2
2
2


12
90-459 (3,5х18)
Лента ободная
1
1
1


13
90-459 (3,5х18)
Камера
1
1
1


14
ИЖП2. С6.4-32
Ступица в сборе
1
1
1


15
ИЖП2. С6.4-44
Втулка распорная в сборе
1
1
1


16
ИЖ49. 1-31
Кольцо стопорное
2
2
2


17
ИЖП2. 4-204-1
Пята опорная
-
2
2


 
ИЖП2. 4-204
Пята опорная
2
-
-


18
ИЖП4. С6.4-53
Колодка тормозная
-
2
2


 
ИЖП2. С6.4-53-1
Колодка тормозная
2
-
-


19
ИЖП2. С6.4-227
Кулачок тормоза
2
-
-


 
ИЖП4. С6.4-25
Кулачок
-
2
2


20
ИЖП4. 4-91
Пружина стяжная
-
2
2


 
ИЖП2. 4-205
Пружина тормозной колодки
2
-
-


21
ИЖЮ. 4-61
Винт регулировочный
1
1
1


22
ИЖЮ. 8-4
Контргайка
1
1
1


23
ИЖПС. 4-85
Шестерня червячная
-
1
1


 
ИЖЮ. 4-52-1
Шестерня
1
-
-


24
ИЖЮ. С6.4-21-1
Втулка редуктора спидометра
1
1
1


25
ИЖП4. С6.4-42
Крышка
1
1
1


26
ИЖП2. 4-233
Шайба
1
1
1


27
252155-29
Шайба
1
1
1


28
ИЖЮ. 4-59
Болт M8xl-8gx22
1
1
1


29
201420-29
Болт M6-6gx22
1
2
2


30
252134-29
Шайба 6
1
2
2


31
ИЖП4. С6.4-24
Тяга
-
1
1


32
250508-29
Гайка М6-6Н
-
1
1


33
258025-29
Шплинт 2,5-20
-
2
2


34
ИЖП4. 4-92
Рычаг правый
-
1
1


35
260034-29
Палец 8х25
-
2
2


36
ИЖП4. С6.12-1-1
Трос ручного тормоза
-
1
1


37
ИЖП4. С6.4-26-1
Скоба
-
1
1


38
ИЖП4. С6.4-75
Рычаг левый
-
1
1


 
ИЖ56. 4-21
Рычаг тормоза
1
-
-


39
ИЖП4. 4-80-1
Пружина
-
1
1


40
ИЖП2. 4-208
Спица
36
36
36


41
ИЖ56. 4-14
Ниппель
36
36
36


42
ИЖП2. 4-232
Кольцо
1
1
1


43
ИЖП2. 4
-222
Манжета
1
1
1


44
ИЖГТ2. 4-225
Кольцо стопорное
1
1
1


45
ИЖП2. 4-231-2
Колесо редуктора спидометра
1
1
1


46
ИЖП2. 4-236-2
Втулка
1
1
1


47
ИЖП2. С6.4-31
Колесо в сборе со ступицей
и подшипниками
1
1
1


 
ИЖП2. С6.4-30
Колесо в сборе с шиной и
подшипниками
1
1
1



а задние - с однокулачковым механическим
приводом. В общем виде тормоз состоит из колодок с тормозными накладками из
специальной асбомассы, разжимного кулачка тормозного барабана и привода (характеристика
дана в таблице).



Параметр
Величина


тормоз
переднего колеса
тормоз
заднего колеса


Привод
тормоза
двухкулачковый
механический
однокулачковый
механический


Диаметр
тормозного барабана, мм
190
190


Размеры
накладок колодок:
 
 


ширина,
мм
30
30


толщина,
мм
5,5
5,5


Суммарная
площадь, см2
120
120



При нажатии на рычаг ножного тормоза движение
передается через тягу и промежуточный рычаг, установленный на маятниковой вилке,
на заднюю тягу через регулировочный винт, а от нее на рычаг и кулачок.
При повороте кулачка колодки раздвигаются и прижимаются к тормозному барабану.
Возвращение колодок в исходное положение после окончания торможения осуществляется
двумя пружинами 70.
На мотоциклах ИЖП5-01, ИЖП6 в приводе тормоза заднего колеса изменена конструкция
рычага тормоза, который выполнен из трубы и расположен под подножкой пассажира,
что улучшает эргономику торможения. Ось соединения кронштейна рычага с тягой
практически совпадает с осью маятниковой вилки задней подвески, что исключает
качание рычага тормоза при срабатывании задней подвески, то есть устранен дефект
мотоциклов предыдущих моделей.
На маятниковой вилке размещены рычаги переходного тормозного валика.
Принцип работы переднего тормоза аналогичен описанному выше, разница лишь в
приводе (передний тормоз приводится в действие тросовым приводом от рычага ручного
тормоза, расположенного на правой стороне руля) и в наличии двух кулачков, действующих
одновременно на разные концы тормозных колодок. При нажатии на рычаг кулачки
поворачиваются и раздвигают тормозные колодки, прижимая их к тормозному барабану,
жестко связанному со ступицей колеса. Возникающие между колодками и барабаном
силы трения значительно увеличивают сопротивление качению колеса, мотоцикл снижает
скорость и останавливается. Тормозная система требует особого внимания.



Изображение
Тормоз заднего колеса регулируйте
винтом, расположенным в кожухе звездочки заднего колеса. При ввертывании
винта зазор между колодками и барабаном уменьшается. Установите свободный
ход рычага тормоза 20...30 мм. Не допускайте, чтобы тормозные накладки
касались барабана. Положение рычага тормоза заднего колеса относительно
подножки отрегулируйте, пользуясь регулировочным винтом.


Изображение
Регулируя тормоз переднего
колеса, действуйте в следующей последовательности: расшплинтуйте и выньте
палец из соединения тяги с левым коротким рычагом. С помощью регулировочного
винта 5 упора троса отрегулируйте натяжение троса тормоза так, чтобы при
вращении колеса нижняя колодка касалась тормозного барабана, после чего
заверните регулировочный винт на 1/2 оборота. Поворотом левого рычага
по часовой стрелке доведите верхнюю колодку до касания с тормозны
м барабаном,
вставьте тягу в паз левого рычага и проверьте совпадение отверстий в тяге
и рычаге. При несовпадении отверстий отрегулируйте длину тяги, предварительно
ослабив контргайку. При этом зазор между колодкой и тормозным барабаном
должен быть наименьший и обеспечивать вращение колеса без касания колодки.
Вставьте палец в отверстие левого рычага и тяги, зашплинтуйте.
Установите свободный ход на конце рычага тормоза переднего колеса 10...
20 мм.



Следите, чтобы тормозные колодки не касались
барабана. Степень износа тормозных накладок определяется положением флажка индикатора
износа. Предельно допустимый износ соответствует совпадению флажка с меткой
1 на крышке тормозного барабана при выжатом рычаге тормоза переднего
колеса. При сборке флажок установите на метку 0 (при этом рычаг тормоза
не должен быть соединен с тросом). После регулировки тормоза флажок займет положение
между метками 0 и 1.
Для улучшения работы привода тормоза переднего колеса в весенне-осенний
период смазывайте канат троса переднего тормоза маслом моторным автомобильным
или тормозной жидкостью, а регулировочные винты располагайте пазом вниз. Смазку
производите, окуная канат в емкость с маслом с последующим перемещением оболочки
(5-10 раз) по канату.
Неисправности тормозов, как правило, возникают вследствие замасливания накладок
или их износа. При замасливании поверхность накладки необходимо промыть чистым
бензином, который полностью удаляет масляный налет. Если тормозные колодки сильно
сглажены, их следует зачистить наждачной шкуркой и снова тщательно промыть.
В случае износа накладок (характерными признаками являются потеря эффективности
торможения, "писк" при торможении или положение индикатора износа
тормоза на отметке 1) тормозные колодки необходимо заменить новыми. После сборки
колес и регулировки тормозов необходимо в первую очередь опробовать надежность
работы тормозов. Опору разжимного кулачка время от времени смазывают консистентной
смазкой, однако осторожно, чтобы избыточная смазка не проникла в тормозной барабан.
Когда полностью использован запас регулировочных шайб и накладки изношены до
предела - накладки необходимо заменить.
Замена накладок. Сделайте на накладке разметку двух отверстий и просверлите
их сверлом, лучше двухзаходным 3,2 мм. Затем с внешней стороны накладки рассверлите
отверстия 6,5 мм на глубину 2,5 мм (лучше двухзаходным сверлом с указанными
диаметрами). При установке заклепок их шляпки должны быть на 1,5-2 мм ниже поверхности
накладки, а сама накладка - плотно прилегать к поверхности колодки.
В последние годы фрикционные накладки к колодкам приклеиваются. Поэтому необходимо
поверхность накладки и колодки смазать бакелитовым клеем и обжать колодку в
приспособлении, после чего произвести разметку, просверлить равномерно по всей
поверхности колодки отверстия и заклепать. Если накладка несколько шире колодки,
обрежьте ее.
При сборке колодок сначала установите кулачок в первоначальное положение так,
чтобы он не разжимал колодки, затем их в сборе с пружинами расположите под углом
между собой и, надев на торец кулачка и шарнирного пальца, поставьте колодки
на место.
Отремонтированные и собранные на тормозной крышке или корпусе кожуха звездочки
колодки должны быть обточены на токарном станке или обпилены напильником до
нужного диаметра тормозного барабана. Прилегание колодок к барабану проверяется
торможением. Если оно происходит малыми участками, то точки прилегания необходимо
зачистить, установить колесо на место и отрегулировать тормоза.
Мотоцикл ИЖ - всерьез и надолго!
Ответить