Доработка ИЖ Планеты 4

Аватара пользователя
P4ASF
Сообщения: 633
Зарегистрирован: 26 окт 2010, 08:00
Откуда: Россия

Доработка ИЖ Планеты 4

Сообщение P4ASF »

В этой статье я решил описать как я изготавливал и установил электронное зажигание на мотоцикл ИЖ Планета 4, всё началось с того что я захотел поднять качественные характеристики двигателя своего мотоцикла, сразу скажу что внешний вид мотоцикла менять я некогда не хотел(он меня полностью устраивает, и вообще я считаю что четвёртая серия ИЖей самая удачная в плане внешнего вида), но вот мне всегда хотелось улучшить технические характеристики в плане мощности и надёжности. Первое что я сделал это поднял степень сжатия с 8.8 в стандарте до 11(мерил компрессиометром при снятом карбюраторе чтобы в цилиндре был только воздух а не бензо-воздушная смесь) после этой не хитрой процедуры на вид стали заметны следующие улучшения - мотоцикл стал намного быстрее набирать обороты, улучшилась тяга, стал лучше заводиться. Наряду с этим было замечено следующее кик-стартер стало проворачивать гораздо тяжелее плюс мотор стал жестче работать и запах выхлопа изменился (после повышения сжатия я несколько месяцев ездил на М8, позже перешёл на моноловскую полусинтетику, и был приятно удивлён отсутствием дыма и более мягкой работой двигателя, не могу сказать, что мотор я перегревал но после перехода на полусинтетику про нагрев цилиндра я вообще забыл). Но хотелось добавить, что то ещё, но пока я не знал что, позже один мужик к которому мы с Отцом приехали перепресовывать коленвал, узнав про то что я поднял степень сжатия, сказал на это что это особо ничего не даёт, "А вот хорошая форсировочка была бы если сделать на двигатель опережение зажигания" сказав это он заявил что сделать опережение на ИЖ невозможно в домашних условиях и поэтому об этом и говорить не стоит... По началу я не придал его словам значения, так как не понял как может поднять мощность изменяемый угол опережения зажигания.
Впереди была дождливая осень, а я уехал на учёбу. Все таки я полазил в интернете на тему: - что даёт опережение для двигателя, разобрался в этом вопросе, и понял что это для двигателя во всех смыслах хорошо, кроме того меня немного обидели слова мужика что это невозможно сделать в домашних условиях, а прельстило меня то что при успешной установке сего девайса на мотоцикл он должен в теории не пинаться (очень актуально для планеты особенно с повышенной компрессией!), двигатель должен работать мягче, износ коленвала должен также уменьшиться, и должно сняться ограничение оборотов по стационарному углу опережения зажигания, когда подожжённая смесь просто вылетает в трубу. С этого момента я был уверен, что хочу установить ФУОЗ на свой мотоцикл, только вот как его изготовить? Шел 2010 год о существовании этого сайта я и не подозревал, кроме того учёба, я начал не спеша ГуГлить на тему фуоз на ИЖ, я часто натыкался на какие-то статьи но только через месяц я нашел всю инфу для себя и систематизировав её я понял, что мне нужно это установка ФУОЗ Сарумана, его и автор поддерживал и на этом сайте всё разжёвано и много повторивших, в случае чего спросить есть у кого. Плюс обязательно нужно с нуля установить датчик-оптику, решил что сделаю его из ПК-Мыши(кстати мышку я использовал не от ПК а от приставки PSOne) по второй схеме Умки с данного сайта. Затем я составил список необходимых комплектующих и отправился в радиомагазин.
После покупки всех запчастей я отправился домой и стал изготавливать ФУОЗ и программатор если с платой опережения не возникло никаких проблем(Всего я изготовил три платы и первая получилась слегка кривая в плане размещения элементов, вторая плата имела уже вполне товарный вид, а третью я изготовил используя только импортные элементы.
Изображение
Травление хлорным железом.
Изображение
Вот плата(не первая) только из банки)
Изображение
А это уже опаянная.
Изображение
Первая плата (Элементы стоят криво, и разводка не лучше…)
Изображение
Конечный образец на импортных комплектующих(По моему гораздо лучше)))
Изображение
Вот он программатор…
Кстати на мотоцикле до сих пор работает плата первого образца уже около 1500 км), то изготовление программатора доставило некоторые неудобства, сначала я перепутал способ подключения стабилитронов и так или не так? спалил первый купленный мной PIC, потом оказалось, что мой новый компьютер не поддерживает JDM программатор, да и входа такого на плате нет... Пришлось расчехлять мою первую персоналку, собирать её на коленке устанавливать виндовс ХР, и о чудо попытки с 3 пик прошился и прошёл проверку что доставило мне немалую радость на это у меня ушёл ещё примерно месяц, так начался декабрь и сессия. В принципе всё было готово и проверено и на новогодних выходных я решил собрать всё вместе, подключил всё прямо на полу в доме, коммутатор 961.3734 и катушка от 2108, которые были приобретены моим Отцом для меня заранее) были соединены с аккумулятором и ФУОЗом, и ничего... Оказывается я не верно подключил катушку, спасибо Папа подсказал мою ошибку и о чудо все заработало!!!
Изображение
Набор комплектующих)
Изображение
Изображение
Вот всё в сборе (Путаница какая-то!!!)
Изображение
Вот она!!! Первая искра (При близкой съёмке на фотоаппарат начали наводиться какие-то помехи)
Дальше я отложил зажигание в коробку дожидаться лета и снова уехал на учёбу...
Так как я давно горел желанием сделать светодиодные габариты чтобы можно было включать их и не боясь что аккумулятор сядет уходить от мотоцикла подсветку фары я давно сменил на светодиод, а вот в панели приборов диод прижился только на сигнализации дальнего света, в указателе поворотов на светодиод постоянно идёт какая то пульсация- он постоянно мигает накалом, а лампа зажигания просто светит накалом, в сигнализации нейтрале не верная полярность, но это я исправил.
Так же хотел сделать светодиодный стоп-сигнал и поворотники, главной мотивацией этого была экономия энергии, так как мне никогда не нравилось, что при нажатии на тормоз при езде со светом фора теряла яркость, хоть и не сильно, но всё же неприятно аналогично и с поворотниками... Стоп-сигнал я изготовил из двадцати узконаправленных светодиодов, поворотники же получили по 12 диодов с широким углом свечения, диоды и там и там стоят через стабилизатор 7808 цепями по 2 и имеют по SMD сопротивлению, кроме того для поворотников я сохранил преемственность с заменой на лампочки...
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Вот готовый стоп-сигнал.
Изображение
Изображение
А это готовые поворотники.
Изображение
Стоп-лампа.
Изображение
Стоп-с.диоды.
Результат меня очень порадовал, энергопотребление стоп-сигнала составило 1,9 Ватта, а поворотника 1,6 Ватта, это против 21 ватных ламп, которые стоят там, в стандарте, что до яркости свечения то даже не знаю что сказать... Субъективно она выглядит иначе, по-моему, несколько ярче ламп, зато экономия получилась существенная! Кроме того стандартное электронное реле поворотов ИЖ П4 отказалось мигать со светодиодами и поэтому пришлось последовательно ему впаять самодельное реле из мощного транзистора мигающего с.диода и сопротивления(эту схему я увидел где то на Оппозите, она до безобразия проста и надёжна).
Изображение
Потом я залил этот 5 граммовый шприц бакситкой и герметиком для фиксации проводов.
Позже я поставил в переднюю фару новую оптику под 60 ватную галогенку.
Летняя сессия сдана и я решил установить зажигание и прочее на мот, я надеялся, что будет быстро в итоге первый день я просидел с восьми утра до десяти вечера на солнце с мотоциклом жутко вымотался и только примерно всё прикрепил, я не хотел сверлить бардачок, поэтому коммутатор и ФУОЗ были размещены под сидением.
Изображение
Вот коммутатор (оранжевая коробочка это опережение(корпус спаян из оцинкованного железа в целях экранировки), расположение его крайне не удобно так как доступ к нему затруднён, но зато его не видно, место не пыльное, далеко от ВВ, и сверлить на раме ничего не нужно).
На второй день я допаял проводку установил всё затянул, и уже снова наступил вечер, попытался завести и... ничего.
Изображение
Вот так установлена шторка-модулятор(притянута болтом и зубастой шайбой) и датчик(контакты были демонтированы, и заботливо убраны в бардачок с инструментами).
Изображение
Изображение
Изображение
Это два первых датчика(справа первый изготовлен на обычных элементах, слева вариант на SMD элементах, установлен на мотоцикл был последний)
Забыл, что датчик я изготовил оптический и он чувствителен к солнечному свету и свету вообще, а солнце вечером как специально светило на открытую крышку генератора! Поняв это я всё исправил и попробовал ещё раз! Мотоцикл завелся но зажигание было настроено на очень позднее и так я все оставил, на третий день подрегулировав датчиком угол я наконец то получил нормальную работу двигателя, покатавшись я сделал конечные корректировки, и то что получилось меня очень обрадовало, мотоцикл уверенно заводиться, заметно улучшилась динамика разгона, тяга стала более равномерной, звук мотора получил монотонный "воющий" оттенок, холостой ход стал очень стабильный, перестала появляться отдача(даже если провоцировать на неё мотоцикл), и что меня особенно порадовало смягчился звук мотора особенно на холостых. Ну конечно графики опережения ещё стоит подкорректировать.
Тут можно послушать работу двигателя: http://www.youtube.com/watch?v=XcdDeiKOvRQ
Также на моём канале есть другие видео с моим мотоциклом, кому интересно.
Следующим в списке была установка приобретённого весной тахометра от 3110, после припайки дополнительного конденсатора (без него на планете показания занижаются вдвое), и припайке подсветки тахометра из двух светодиодов, тахометр был помещён в корпус Старого спидометра, и установлен на руле перед приборной панелью, кстати долго выбирал место установки, кстати подсказал тоже Отец, я сначала хотел установить тахометр справа от приборной панели...
Изображение
Подсветка тахометра.
Изображение
Тахометр только что из магазина.
Изображение
А вот так он выглядит на мотоцикле.
Стекло спидометра разбито давно, что интересно случилось это при падении мотоцикла в гараже на мотоцикл урал это все что было при этом повреждено, в прошлом году хотел сменить его при разборке спидометра для смазки, но оно даже не рассыпалось, вода в него не попадает, и по этому я решил оставить такое как своеобразную фишку).
Вот такая вот небольшая история)
Я очень благодарен своему Отцу за помощь в решении технических и творческих вопросов.
Также хотел бы поблагодарить "Сарумана" за консультации, по фуозу, UMKу за помощь по опто-датчику, и в общем ресурс мотоиж за организацию большого количества полезной информации)
P.S. Я упоминал про увеличение мощности, знаю, что надуться такие кто скажет, что планета не поддаётся форсировке что для этого нужно брать юпитер и т.д. и т.п. на это сразу отвечу так что имею то и переделываю)
Вот еще несколько интересных (на мой взгляд) фотографий, как это выглядит в жизни:
Изображение
Изображение
Более поздние варианты плат.
Изображение
Изображение
Вот что я напаял.)
Изображение
Изображение
Подсоединение микропереключателей(вот и провод от мышки сгодился, на нем есть ферритовые кольца, читал они гасят помехи, но проверить этого не могу, есть они и не мешают).
Изображение
Проверяю купленные с.диоды.
Изображение
Это ранний вариант датчика потом был переделан.
Изображение
Данный воздушный фильтр от явы стоял на мотоцикле, но не устроил меня по ряду причин, поэтому был демонтирован(в перспективе изготовление фильтра с нуля с использованием бумажного элемента от ваз классики так как это дешёвые и доступные расходники).
Изображение
Данный карбюратор производства украинской фирмы «картех» ждёт установки, следующей весной, так как на родном поистерлась заслонка, а нормального рем комплекта найти не удалось.
Изображение
Изображение
Изображение
Так выглядит тахометр на мотоцикле, по моему органично дополняет стандартную панель.
Изображение
Изображение
Здесь можно оценить ближний и дальний свет фар, а также подсветку тахометра.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Это я и мой мотоцикл, старый верный друг, и частичка нашей истории (такое не променяешь ни на какую Yamah’у)
В планах была ещё: установка ЛК( но летом я не успел отлить корпус, так что это переноситься на следующее лето), установка гофр на переднюю вилку(это должно увеличить ресурс сальников), Доработка кривой УОЗ, и в проекте как вариант установка жидкостного охлаждения и облегчение коленвала(Сейчас изучаю инфу по этому поводу, так как это сложные модернизации то я ещё не решил буду ли я делать их или нет)
Конструктивную критику прошу в студию)) Спасибо за внимание.
ИЖ Планета 4, доработанная,
Honda X11
Аватара пользователя
forsage1994
Сообщения: 476
Зарегистрирован: 04 май 2009, 08:00

Re: Доработка ИЖ Планеты 4

Сообщение forsage1994 »

Хорошо сделано. Ничего лишнего. :)
А холостые пока что лучшие что видел(И слышал).
_dw
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 07 май 2011, 22:59
Откуда: Луганск, Украина

Re: Доработка ИЖ Планеты 4

Сообщение _dw »

Вопрос по поводу прошивки микросхемы - на сколько я знаю, саруман изначально заточен под 2х цилиндровые двигатели, хотя может я и отстал от жизни. Собсно вопрос - есть спец прошивка под планеты, или просто всё решается установкой шторки с одним вырезом?
Billi Bons
Сообщения: 383
Зарегистрирован: 05 мар 2011, 16:11
Откуда: Московская область, Железнодорожный

Re: Доработка ИЖ Планеты 4

Сообщение Billi Bons »

Я думаю, что тех.осмотр с этими самодельными "стекляшками" не пройти. Хотя светят они, судя по фото, намного лучше, чем в заводском варианте.
Иж-Планета 5 (7.107)
Аватара пользователя
P4ASF
Сообщения: 633
Зарегистрирован: 26 окт 2010, 08:00
Откуда: Россия

Re: Доработка ИЖ Планеты 4

Сообщение P4ASF »

Спасибо.
Прошивка от кол-ва цилиндров не зависит, можно сказать что саруманка заточена под одноцилиндровые двигатели, так как на оппозите она используется с 2 выводной катушкой(одной катушкой), отсюда следует ответ да всё решает вырез в шторке. (хотя на планете можно сделать и с двумя вырезами, а вот на юпитере с одним не выйдет :D ), тут еще такой нюанс: по моему не стоит использовать стандартные графики для ижей которые есть в программе сарумана, так как они заметно снижают максимальные обороты, да и по мне дают слишком маленькое опережение, лучше строить график отдельно под каждый конкретный двигатель, это дает более ощутимые результаты, благо программа распологает к экспериментам с граффиками там всё просто и удобно, и что немаловажно наглядно.
Я не понял что за "стекляшки" ты имел в виду и почему не пройду тех.осмотр?
ИЖ Планета 4, доработанная,
Honda X11
maress
Сообщения: 2756
Зарегистрирован: 23 окт 2008, 08:00
Откуда: р Карелия г Сегежа
Контактная информация:

Re: Доработка ИЖ Планеты 4

Сообщение maress »

P4ASF, Да уж, мягенько планетка урчит :) Безусловно фуоз нужная штука, думаю мб себе заказать, ибо спаять я не смогу и не умею, а там ещё прошивать... :)
Светодиоды тоже вещь, но у меня со 140вт генером проблем с зарядкой нет, а вот с тускнеющим светом есть :) Но мне как-то пох, тем более летом у нас белые ночи.... Но релюшки поставлю :)
Единственное ИМХО не эстетично смотрится тах и тумблеры(видимо от фуоза) ну тут уж хозяин барин, да и не важно как оно смотрится, главное работает :)
No fuck - No ride
Аватара пользователя
P4ASF
Сообщения: 633
Зарегистрирован: 26 окт 2010, 08:00
Откуда: Россия

Re: Доработка ИЖ Планеты 4

Сообщение P4ASF »

maress писал(а):P4ASF, Да уж, мягенько планетка урчит :) Безусловно фуоз нужная штука, думаю мб себе заказать, ибо спаять я не смогу и не умею, а там ещё прошивать... :)
Светодиоды тоже вещь, но у меня со 140вт генером проблем с зарядкой нет, а вот с тускнеющим светом есть :) Но мне как-то пох, тем более летом у нас белые ночи.... Но релюшки поставлю :)
Единственное ИМХО не эстетично смотрится тах и тумблеры(видимо от фуоза) ну тут уж хозяин барин, да и не важно как оно смотрится, главное работает :)
Мягкие холостые одна из причин по которым я стал собирать фуоз)
Паять там вообще просто, да и прошить в общем то не сложно но нужен компьютер старый желательно начала 2000-ных)Если будешь делать пиши что смогу разъясню :D
У меня генератор скромнее :) но с зарядкой проблем тоже небыло, светодиоды я ставил просто потому что мне кажется они эстетичнее смотряться, и светят ярче. Кроме того хотелось что бы после установки галогенки нагрузка на генератор не увеличилась) (вот не сложные подсчеты едешь ты с дальним это 60Вт+ включил поворотники 2*21Вт+ нажал на тормоз21Вт + габарит5Вт а там и ещё потребители есть=126Вт) Да и не нравиться мне когда свет от стоп сигнала проседает :D , и уж не буду никого обманывать делал я всё это потому что у меня было желание это делать(без него много не сделаешь!!!) так сказать хобби :)
На счёт тахометра согласен выглядит не очень, но по моему в приборку в общем он вписался органично, (по крайней мере когда я сейчас смотрю у кого либо на приборку от 4 серии без тахометра мне кажется что чегото не хватает :D ) я не успел завершить замысел по нему на стакан тахометра у меня ещё должен был быть надет резиновый чехол на манер как это сделано на уралах, но наступила зима да и чехла с урала или чего либо подходящего я не нашёл(кто что посоветует?).
По поводу переключателей скажу одно, ты первый кто сказал что они выглядят кустарно :) , разместил я их так потому что их много они нужны мне под рукой, и куда их ещё вставить? Резать дырки в родной приборке я не хочу это точно :) вот и соорудил такую панельку, к сожалению я не завод что бы изготавливать детали высогого качества. :D Получилось вот так.
ИЖ Планета 4, доработанная,
Honda X11
Detonator
Победивший зиму
Сообщения: 8769
Зарегистрирован: 12 июн 2007, 08:00
Откуда: Украина, Запорожье
Контактная информация:

Re: Доработка ИЖ Планеты 4

Сообщение Detonator »

P4ASF, ***Я не понял что за "стекляшки" ты имел в виду и почему не пройду тех.осмотр?*** - видимо имеется в виду, что со светодиодными приборами световой сигнализации тебя на техосмотре зарубят. Хотя можно сослаться на то, что данная модель транспортного средства снята с производства и посему габариты, стопы, повороты по исполнению несколько отличны от заводских. У нас гайцы запросто могут нарисовать штраф за диод в габарите вместо лампочки.
ИЖ-Ю-2К, двигатель Ю-4, Ю2, Ю5.
Женился, 13 мая 2011 родилась дочь :)
Аватара пользователя
P4ASF
Сообщения: 633
Зарегистрирован: 26 окт 2010, 08:00
Откуда: Россия

Re: Доработка ИЖ Планеты 4

Сообщение P4ASF »

Да это у вас лютуют)
Если даже будйт рубить на тех осмотре всегда можно достать из кармана отвёртку и лампочки и потратив немного времени превратить фару в стандартнюю))) Я же сохранил преемственность с лампами(даже отражатель можно вернуть на место вдва счёта))) Но я не думаю что будут такие проблемы он же светит и ярко!!! А по последниму закону в средствах снятых с производства можно менять всё что душе угодно(в разумных пределах). И почему это нельзя ставить диодки в габариты? Первый раз об этом слышу...
ИЖ Планета 4, доработанная,
Honda X11
Detonator
Победивший зиму
Сообщения: 8769
Зарегистрирован: 12 июн 2007, 08:00
Откуда: Украина, Запорожье
Контактная информация:

Re: Доработка ИЖ Планеты 4

Сообщение Detonator »

Не в тему: Ну вот смотри: Лишают прав за белые диодные габариты в фарах http://www.antigibdd.ru/obsuzhdenie-pra ... arakh.html
То же примерно и у нас - по телеку автоадвокат разъяснял человеку, что гайцы формально правы. Ибо это есть внесение изменения в конструкцию ТС, можно рассматривать как неисправность световых приборов, ибо они работают не в штатном режиме, предусмотренном заводом-изготовителем. То же и за галоген в фаре вместо лампы накаливания
ИЖ-Ю-2К, двигатель Ю-4, Ю2, Ю5.
Женился, 13 мая 2011 родилась дочь :)
Ответить