Навигация глазами байкера.

Umka
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 05 июл 2004, 08:00
Откуда: Курская обл.
Контактная информация:

Навигация глазами байкера.

Сообщение Umka »

Здравствуйте, меня зовут Umka. В этой статье я хочу рассказать о навигационных гаджетах, о том как мы их можем эксплуатировать и немного о навигации в целом. Статья никак не научная и не энциклопедическая, а скорее прикладная. Надеюсь другие авторы в будущем помогут раскрыть эту тему. Итак.


Давайте для ясности «вынесем за скобки» всякие «Галилео» и прочие «Глонассы», и сосредоточимся на GPS как синониме спутниковой навигации. Потому как все прочие системы на сегодняшний день являются экзотикой и ничего нового не добавляют. Итак, что такое навигация и на кой она нам сдалась? Навигация есть определение своего положения в пространстве в каких-нибудь координатах. Это по науке. Или по простому – навигация это знать где мы есть сейчас и куда нам надо ехать от текущего места. Вроде мелочь, но весьма важная. Не знаю как кому, а меня Харьков (родина кстати) буквально вымотал своей уличной непредсказуемостью, хотя бумажная карта была наклеена на баке. Вот только понять какой именно перекресток я сейчас проезжаю, удавалось далеко не всегда. Прибавив к этому странные светофоры с фанерными зелеными секциями (не гаснущими естественно), «односторонние» улицы и убитое покрытие, получаем некоторую головную боль и общую нервозность. Короче говоря, лишнюю сотню Км. мне таки пришлось наездить в поисках всех адресов своих родственников. Мелочь вроде, но неприятная. На следующий год, вооруженный до зубов электроникой и с супругой на заднем сиденье, я честно недоумевал, как можно заблудиться в таком простом городе, когда все видно и понятно. Это один из немногих случаев, когда есть возможность сравнить, чаще же случалось ездить либо с навигатором, либо без. И все-таки, кому оно надо? Думаю, что навигация нужна в первую очередь тем, кто ездит дальше своего района, по незнакомым местам или не очень хорошо ориентируется в пространстве. То есть большинству из нас, двухколесных. Да, можно спокойно (или не очень) жить и ездить без всяких там навигаторов, можно «взять языка», т.е. спросить направление у местных (в Харькове меня все норовили на метро пересадить добродетели, т.к. уличных маршрутов и сами не знали), если не ночь и есть люди, можно поискать самостоятельно решение, можно просто ехать наугад, обычно все это помогает и совсем полностью заблудиться не получается. Но… спорить совсем не хочется. Это дело личное, я же хочу рассказать о своем опыте тем, кто сомневается или побаивается, не до конца понимая, что там и как и не слишком ли это дорого и сложно? Тем, кто все знает лучше, чем автор или никогда не собирается использовать это «хрень», дальше можно не читать или написать свое.
Вот, самооправдался, вернее отмазался, т.к. на самом деле я мало что понимаю в этих цифрах и терминах, но пользоваться малость научился. О том и расскажу. Слушайте:

GPS это «глобальная система позиционирования», придумали ее американские военные, как и интернет, после раскрыли для гражданских часть функций и пока реальных конкурентов ей нет. Эта система позволяет с высокой точностью (до нескольких сантиметров) определять положение объекта в пространстве. В принципе все. Платить за это деньги не надо. Есть куча (24 вроде) спутников, «накрывающих» всю земную поверхность, есть приемник, который ловит сигналы этих спутников и по разнице времени сигнала как-то умудряется определять свои координаты. Вот и вся наука. Но от одних координат толку не много, мы их и по карте узнать можем! Дальше уже работает программа. Допустим возьмем изменение положения объекта, деленное на время – получим скорость и так далее. Люди быстренько прикрутили к таким приемникам карты и научили их строить маршрут и вести по нему к точке назначения. А еще они составили большую базу всяких интересных мест POI (дословно точек интереса) и продолжают их пополнять, но это уже не навигация, а картография. В итоге люди получили возможность намного эффективнее находить дороги, маршруты и места. А также записывать, преобразовывать и анализировать все свои перемещения, ну и хвастаться конечно. А если еще добавить к этому связь с интернетом, к примеру GPRS или EDGE, то можно и другим показать где мы находимся сейчас или подгружать попутно информацию о пробках на дорогах, погоде, курсах валют и т.д. То ли еще будет!
Теперь немного о самих навигаторах. Собственно для полноценной навигации нужны две вещи – приемник (чип), способный ловить сигнал со спутника и устройство с экраном и процессором, на котором можно запустить программу. Поскольку чипы маленькие и недорогие, то их научились встраивать куда ни попадя, в телефоны, КПК, фотоаппараты и т.д. расширяя функциональные возможности привычных устройств. Это один путь.
Второй – это так называемые «железные» навигаторы, к ним относятся автонавигаторы (и мотто конечно), морские, туристические и др. Это устройство само в себе, в нем есть чип, экран, как правило сенсорный, процессор и зашита программа. Карты же как правило «заливаются» с компьютера или хранятся на флешке. Такой прибор имеет меньше дополнительных функций, но больше приспособлен именно к навигации и лучше защищен от неблагоприятных условий. Но, как и везде, эти тонкие грани стираются. Многие современные автонавигаторы умеют играть музыку, показывать фильмы и фотографии, служить bluetooth гарнитурой и клавиатурой телефону и даже работать в интернете. На другие автонавигаторы братья китайцы начали ставит WinCE, уже одним этим превратив их в КПК, на которые можно ставить всякоразные программы и утилиты, лишь бы мощности процессора хватало. Все течет, все меняется и что будет дальше, трудно прогнозировать.
Третий путь - это просто приемники (чип без экрана и по), которые могут подключаться проводом или по bluetooth к телефонам, КПК и нотбукам, не имеющим встроенного чипа GPS. Стоят они недорого и работают неплохо. Особенно заманчив смотрится такой приемник в связке с нотбуком (или нетбуком). Большой экран, мощные вычислительные возможности компьютера и простой доступ в интернет, красота! Но… на мотоцикле использовать такую красоту почти невозможно. А вот на машине вполне. Такая вот засада.
Лично я предпочитаю кататься с обычным автонавигатором Garmin, приспособив его крепление под мотоцикл. Есть в свободном доступе КПК Glofish с встроенным чипом, но он капризный, быстро разряжается аккумулятор, на солнце плохо читаем экран и «винда» все время норовит зависнуть. Это только мое мнение. Есть еще 10`` нетбук (с него и пишу сейчас), на нем стоит навигационная программа и Гармина можно подцепить как приемник, но как им пользоваться на байке я придумать не могу. Еще попадались в руки автонавигаторы JJ-connect и Nexx, на них стоит винда, ездить можно. С мобильными телефонам типа Nokia N95 не ездил, а только игрался. Они спутники часто теряют и процессор слабоват для хорошего навигацинного ПО. ИМХО игрушка. Но если (такая возможность есть) прикрутить Нокию к нотбуку как внешний GPS приемник, то уже жить можно. В общем простор для творчества имеется. Повторюсь что все это сугубо мое личное мнение, да и я только учусь . Спросить об этом не будем.
Теперь поговорим о самом интересном, о навигационных программах и картах, ведь именно от них зависят все возможности навигатора. Бегло пробегусь по всем, которые знаю, а потом подробнее разжуем наиболее полезные.
Если вы как я, выберете продукцию Гармин, то получите прибор или программу, понимающий только свой закрытый формат карт, простой и надежный как валенок. Правда не самый дешевый, зато его карты имеют одно из самых больших покрытий, и довольно неплохого качества. Карты можно покупать, или скачивать из сети бесплатные (варез не обсуждаем), а можно и рисовать самому. Я, к примеру, почти нарисовал подробную карту всех асфальтированных дорог своего района, но об этом расскажу в другой статье, если кому интересно. Прибор может вести по маршруту, пересчитывает объезды и обходы и знает много полезных мест как банкоматы, заправки, музеи и др. Естественно тут все зависит от карт, которые постоянно и заметно улучшаются. С недавнего времени «Гармины» выпускают навигационную программу для КПК и нотбуков, которая очень похожа на ту что стоит в «железных» навигаторах. Гарминовские карты читаются всеми приборами и программами Гармин, только отображаются по разному. Очень удобно, турист видит топографию, автомобилист дороги, летчик высоты и рельеф. Серьезная контора, как мелкософт на рынке операционных систем. По слухам в Европе большее распространение получили навигаторы Tom-Tom, но Россию они знают плохо и поэтому рассматривать мы их не будем. Других производителей «железных» навигаторов я не имел возможности потрогать и ничего о них сказать не могу. Слышал только про фирму IGO, которая делает достойное ПО как для «железных» навигаторов, так и для ПК, но руки до нее еще не дошли. Вроде карты неплохие и интерфейс удобный. Узнаю больше – расскажу.
Программы для мобильных телефонов рассматривать в этой статье не будем т.к. их функциональность уступает компьютерным и «железным». Но сказанное относится лишь к мобильникам без Win или Simbian, на последние же можно поставить почти все что и на КПК, о которых я расскажу чуть позже. Встречаются еще всякие он-лайн сервисы и карты, пытающиеся по сигналу от сотовых станций определить координаты абонента, но серьезной альтернативой навигаторам они пока быть не могут.
Для КПК. Тут вариантов и предложений значительно больше. На любой вкус как говорится, по некоторым даже можно ездить  Начнем пожалуй с самых старых, Руссы и Оззи. Первая развивалась как некоммерческий бесплатный проект, но развитие постепенно замедлилось, а потом и остановилось. Но они разработали удобный векторный формат и набрали неплохую базу материалов, так что на их руинах сразу возникло несколько новых проектов продолжателей. Вторая программа (Ozzi) работает с любыми растровыми картами, то есть рисунками, сканами альбомов и любыми изображениями, лишь бы они были привязаны к координатам. Это бывает довольно удобно т.к. простые бумажные карты выглядят привычнее и нагляднее электронных векторных и можно самому отсканировать и привязать любую имеющуюся в наличии. Хоть фотографию с Google Map. Недостатки – нет маршрутизации и базы POI (точек интереса) и карты очень много весят, чем детальнее, тем больше. Потому что растровые.
Автоспутник. Удобное интересное по для КПК и автонавигаторов, но карт очень мало. Все Черноземье, где я имею честь проживать, представляется на их карте белым пятном, а «жизнь» на подступах к столице начинается только с Тульской области. Может в будущем ситуация изменится, а пока я ее выбросил. Абидна да?! И таких продуктов большинство. Будто Россия только из Московской и Ленинградской области состоит.
Навител Навигатор. Вот эти молодцы. Хватка бульдожья. Являясь главным дистрибьютором Гармин в России, быстренько соорудили сове по для всех мыслимых мобильных устройств исключая только ПК и нотбуки. Проект очень быстро развивается и качество карт и покрытие уже догнали Гармин (а кто бы сомневался!), обновления выходят часто и качественно, вот добавились высоты в последних версиях, чего в Гарминах я не видел. Основной упор делают на возможность пользователям самим рисовать карты и маршруты и обмениваться ими. Хотя формат карт закрыт, экспортировать в него легко, а импортировать никак. Но главная засада в том, что карты для разных версий не совместимы между собой. Сделано это специально для борьбы с пиратами. Вышла новая программа – обнови карты если конечно есть лицензия. Правда не совсем понятно что делать с самодельными картами, пожалуй лучше хранить их в исходниках, а то мало ли… Навител установлен у меня на КПК, совместно с Garmin Mobile XT, пользуюсь обеими, они неплохо друг друга дополняют. Говорят что навител можно запустить на нотбуке с эмулятором, но пока не пробовал т.к. отзывы не очень, тормозит мол и приемник теряет. Будет время, попробую.
Еще я путешествуя видел навигаторы встроенные в машины и мотоциклы типа «Голды», но карт по которым можно ездить не встречал, а хозяева отмазывались что просто им лень закачать хорошие карты, времени мол не хватает, а так карты есть. Можно ли им верить?
Ну и на последок (вот я зануда, тянул до последнего) немного практики и личных впечатлений. Как и куда это все приспособить. Автонавигатор я выбрал исходя из цены т.к. мотонавигаторы стоят в разы дороже, а отличаются по большому счету только защитой от дождя и большими кнопками (чтоб в перчатках тыкать) и еще креплением. С креплением проблем не возникло, выпросил у дочки зеркальце и приклеил его на двусторонний скотч к стеклу обтекателя изнутри. Все, можно клеить присоску штатного крепления. Прикуриватель прикрутил автомобильный, он встал как там и был. Пригодится и мобилку зарядит и аккумулятор мотоцикла (он под баком, доставать трудно). На случай дождя есть отработанный в лодно-вочных походах способ прятать мобильник в презерватив. Удобно, можно даже плавать, но не понадобилось т.к. стекло обтекателя наклонено и на ходу капли дождя на навик не попадают, а на стоянке его целесообразнее отстегивать и прятать в карман. И не только во время дождя, могут ведь и спереть. Прицепленный прибор закрывает большую часть циферблата тахометра, но на трассе он не сильно и нужен. На руль городить крепеж не стал т.к. незачем, отшибут еще и не так удобно смотреть… Прибор умеет вести по маршруту, может (правда с колдовством) писать треки, знает кучу дорог, населенных пунктов и объектов и умеет разговаривать. Не умеет читать книги, играть музыку или радио, показывать кино… но большего мне и не надо. Разве что блютуз не помешал бы. Зато он хорошо работает в качестве навигатора. Может искать объект по адресу, рядом с другим объектом, по пересечению дороги и по координатам. Может сохранять свои точки и вести к ним. Умеет показывать фотографии с флешки. Вот такой маленький помощник. Да, еще есть у него режим маршрутного компьютера, где на экране рисуется спидометр с точной скоростью и цифры пройденного расстояния, средней и максимальной скорости, временем стоянки. Иногда пользуюсь. Кстати, заметил, что большинство штатных спидометров как на машинах, так и на мотоциклах завышают свои показания на 10-15%. Наверное, это сделано специально т.к. резина может быть разная и накачать ее можно по разному, а если спидометр покажет меньше и ГАИ «нахлобучат»… тут уже пахнет скандалом. Но это моя версия, как на самом деле я не знаю. Прибор обкатан в работе по дорогам России и Украины. Хотел вот рассказать свои впечатления от пользования, а теперь не знаю как. Лучше один раз увидеть самому. Все становится просто и ясно, будто птица над головой высоко летит, а я ее глазами на себя внизу смотрю. Из последних поездок хочу упомянуть круиз в Крым в сентябре прошлого года. Замечательно съездили, прибор ни разу не подвел и не обманул, хотя нет, один раз он запаниковал. Это когда мы из Днепрпетровска (привет Днепропетровцам!) до Харькова ехали по новой, скорее всего не достроенной еще трассе, идущей параллельно действующей. Навигатор этой трассы не знал и постоянно нудел вернуться на старую, за что и был выключен т.к. очевидно, что они параллельны и новая не в пример лучше и свободнее. По Крыму же водил без всяких хлопот, знал все закоулки и тропинки (карта Крыма кстати любительская, бесплатная) и все достопримечательности. Без проблем привел нас (я с женою ездил на байке) к Вершине Ай-Петри, Ласточкиному Гнезду, Воронцовскому дворцу, винзаводу Массандра и т.д. Я чувствовал себя с ним в Крыму как дома, хотя был там впервые. Наверняка и без навигатора бы не потерялся, но останавливаться и спрашивать дорогу приходилось бы часто, а на горных серпантинах это не совсем удобно и совсем не безопасно. В общем, я доволен на все 100. Вот, пожалуй, и все на сегодня. Пишите отзывы и предложения. Если будет интерес, могу рассказать, как я научился рисовать карты. Всего хорошего!


коментарии
Собираю GPS координаты. [url=http://www.motoizh.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=18235]Тыц![/url]
Аватара пользователя
ilmar
Сообщения: 5242
Зарегистрирован: 11 фев 2004, 09:00
Откуда: р.Татарстан г.Казань
Контактная информация:

Сообщение ilmar »

Мотоцикл- это свобода! Не нужен на нём GPS навигатор.
:lol: :lol: :lol:
написано же для ,
навигация нужна в первую очередь тем, кто ездит дальше своего района
Umka, с интересом жду продолжения !
android
Сообщения: 7822
Зарегистрирован: 18 дек 2003, 09:00
Откуда: Чухония

Сообщение android »

Umka, отличная статья, только для наглядности стоило добавить пару фоток "в действии". Мысли о приобретении давно мою бошку будоражат, но пока не определился... слишком большой выбор.
UUypuK, а каким образом навигатор ущемляет свободу? :shock: Мотоцикл будут пасти со спутника? :D
Я не " скАчу"...!
zaika
Сообщения: 408
Зарегистрирован: 15 фев 2009, 09:00
Откуда: Latvia/Ventspils

Сообщение zaika »

сколко уе примерно стоят эти выручалки? +/-
Иж Планета-2>1970' Иж Юпитер-3>1974' Иж Юпитер-4>1980
Riga-16>1980'
KLR650
"A" c 25.05.2010
MEDVED_02
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 17 июл 2009, 08:00
Откуда: Сибай - Оренбург
Контактная информация:

Сообщение MEDVED_02 »

самая простая такая игрушка стоит около 6тр. но за ети деньги получим: карту россии...
я же вооружён другой игрушкой: коммуникатор (бу мона взять за 4-5, сам так продаю) и bluetoth gps модуль (новый мона взять за 2-3 тр). и бесплатная программа (russa). получаем игрушку с картами, которые можно не только бесплатно скачать в готовом виде, но и сделать самому (юзаем "халявные" проги, от атора программы).
пысы. я не рекламирую, я советую...
Оставь мой моск в покое!
http://vkontakte.ru/id87638463
AnisimoFF
Сообщения: 475
Зарегистрирован: 08 июн 2007, 08:00
Откуда: Питер
Контактная информация:

Сообщение AnisimoFF »

Umka, пользуюсь на КПК навителом и igo, у igo несомненно лучше интерфейс + очень по загранке хорошо работает, а навител почти все лесные дороги знает!

Навигатор, как штурман, вроде и сам все дороги знаешь, но периодически поглядываешь :) :) :)
ИЖ-ПС 1978г, ИЖ-ПС 1979г, [url=http://www.radikal.ru/USERS/andrejkin/k-16?pg=1]ИЖ-К16 1988г.[/url]
koschkul
Сообщения: 590
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 09:00
Откуда: Германия Гамбург
Контактная информация:

Сообщение koschkul »

Навигатор это вопервых камень в огород любителей прихвастнуть скорость Как говориться он не врёт

По программам побывали в руках три разновидности
Первая была IGO Мне понравилась умеет в течении 5-10 секунд пересчитывать маршрут
Потом пробовал Becker в раних версиях дерьмо при обезде возрашал к закрытому перекрёстку а на Автобане при пробке предлогал развернуться
Последнее Нокиа N79 работает нормальнои быстро программа на основе Навикона
Leta
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 07 окт 2005, 08:00
Откуда: Курганская область

Сообщение Leta »

Привет Umka! Хорошее дело сделал :) Такую полезную информацию давно уже пора систематизировать и пропиарить :) Но не будем гнаться за мотонавигаторами! Считаю, что в дороге перед мотонавигатором у КПК гораздо больше плюсов! Сами пользуемся КПК «Аsus» со встроенным GPS. Карта в последний год Navitelовская, хотя до этого хватало и Rusы. Navitel кстати знает не только лесные тропки –дорожки, но и горные тоже! (Только диву даёшься откудова составители всё это натягали :) ) Ехать конечно же всего интереснее по бумажной карте, но бывают ситуации когда определить своё место нахождение просто необходимо. Вот тогда и запускаешь GPS! Правда иногда он тупит в Горах, но это легко решается перемещением на пару км в любую сторону! Вобщем вещь незаменимая, рекомендуем всем! :)
Счастлив тот, кто для червя и розы равную хранит в себе Любовь,
Кто ничьи не вызвал в Мире слезы и ничью не пролил в Мире кровь…
Crazy_driver
Сообщения: 438
Зарегистрирован: 17 май 2009, 08:00
Откуда: Кировская область

Сообщение Crazy_driver »

Здрасте!Я вот поеду когда-нибудь учиться в город незнакомый.Сейчас у меня есть телефон Nokia N70(не сочтите за рекламу).Можно из него что-то сделать?Нужно покупать модуль и устанавливать специальное ПО,так?
MEDVED_02
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 17 июл 2009, 08:00
Откуда: Сибай - Оренбург
Контактная информация:

Сообщение MEDVED_02 »

у моего дядьки такая нокия. пробывали подцепить к ней мой бт-жпс, не катит... службу видит, но не соединяеться
Оставь мой моск в покое!
http://vkontakte.ru/id87638463
Ответить