Покупаем б/у ИЖ. Часть 1 - покупка.

Ответить
shes
Сообщения: 8960
Зарегистрирован: 15 сен 2003, 08:00
Откуда: Пермская обл.

Покупаем б/у ИЖ. Часть 1 - покупка.

Сообщение shes »

Едва ли не самый больной вопрос у начинающих мотоциклистов - какой мотоцикл купить? Допустим, вы определились с маркой мотоцикла ("хочу ИЖ!"), осталось лишь решить, брать новый или нет. Ежу понятно, новый - он и есть новый, но... Новый и стОит как новый, а нельзя ли купить то же самое, но дешевле? Я уверен, что можно, и попытаюсь вас в этом убедить.


Сразу скажу, все нижеследующее касается только тех, у кого голова не для ношения шапки, а руки не растут непосредственно из мозга. Иначе - брать только новый мотоцикл, и желательно иномарку. Аппараты расейского производства без приложения к ним рук не работают, в этом-то и есть их прелесть. Ну, а если руки, голова и желание есть - все остальное приобрести несложно. Для начала условно разделим мотоциклы на три группы убитости: "хлам в углу гаража", "даже ездит" и "почти новый". Понятно, что это крайности, а реальный мотоцикл лежит где-то между ними, но так проще объяснять, что к чему.

Вариант первый - "хлам в углу гаража". СтОит ЭТО очень дешево, да оно и понятно - за что деньги-то брать? Самое главное в этом случае - документы. Если они не в порядке - покупаем только в качестве запчастей за тысячу-две рублей (этого оно стоит, уверяю вас), не больше. Это будет материал для восстановления подобного же хлама, но с документами. Иногда бывают и такие случаи: продают реально бегающий мотоцикл, но без документов. Тогда покупаем эти "дрова" только из-за бумажек, переклепываем шильдик рамы и перебиваем номер двигателя, а железо пусть себе лежит - есть-пить не просит, а вдруг пригодится! Совершенно другой вариант - старый, почти антикварный мотоцикл (для того, чтобы он считался антикварным, с момента выпуска должно пройти не менее 50 лет - такие правила) в любом состоянии. Это может быть ИЖ-350, ИЖ-49, ИЖ-56 и первые модели "Юпитеров" и "Планет". Даже если вы и не собираетесь его пока восстанавливать, все равно это очень хорошее вложение денег. Как кто-то на форуме пошутил - "в недвижимость". Но недвижимость - это явление для мотоцикла временное. Только умоляю, не лепите псевдочопперы из ранних ИЖей, не уродуйте отличный материал для реставрации! Позже сами поймете, что восстановленный раритет выглядит куда лучше и вызывает больше уважения к владельцу!

Однако вернемся к варианту покупки убитого мотоцикла для восстановления. Тут важно узнать не столько его настоящее состояние, сколько его прошлое. Оптимальный вариант для покупки - старый хозяин стал слишком старым или вовсе умер. В таком случае можно надеяться, что аппарат сильно не насиловали и своевременно и грамотно обслуживали. Худший вариант - на нем катались "пионэры" и весь его "укатали". А не дай бог, пытались "форсировать" двигатель или переваривать ходовую... Такой металлолом лучше не брать! Вообще стоит остерегаться всяких изменений в конструкции, за исключением сделанных грамотно и заслуживающим доверия человеком. Иначе - ищите другой мотоцикл. Спилить металл легко, наростить - проблематично, да и неизвестно, к чему могут привести эти переделки. Может быть, они его и доконали, вот он и лежит кучей хлама...

Реально проверить состояние двигателя и ходовой в данном случае почти невозможно, поэтому и цена за "неездящий" мотоцикл должна быть невысокая. Имхо, максимум - 5 тысяч рублей, если с виду он выглядит вполне прилично и документы в порядке. Будут давать коляску - берите и ее, пригодится! Однако платить за нее больше 500 рублей - явный перебор, можно найти и дешевле. Теперь давайте посчитаем экономическую целесообразность такой покупки. По своему многолетнему опыту могу сказать, что полный капремонт такого мотоцикла будет стоить порядка 10 тысяч рублей без учета затрат на внешний тюнинг. Это в почти худшем случае, а наверняка намного дешевле. Почти - потому что покупаем "кота в мешке", и там может быть невосстановимо убит двигатель или рама. Это встречается очень редко, но бывает. Риск, однако, но риск оправданный. Итак, даже в случае покупки дорого сильно изношенного мотоцикла и его ремонта мы имеем мотоцикл после капремонта за 15 тысяч ориентировочно. Это половина заводской цены. Состояние после ремонта зависит только от вас - я, например, на восстановленную лично технику дал бы большую гарантию, чем только что купленную, но не перебранную. У горе-мастеров от ремонта толку немного. Истина, как всегда, где-то посередине.

Минус такой покупки - надо убить много сил и времени на капремонт.
Плюс - это отличный способ набраться знаний и опыта. Очень рекомендую, если есть опытный товарищ или учитель. Не рекомендую, если опыта и знаний нет, а помочь и посоветовать некому. Можно легко удариться в панику и пессимизм, забросить все или сделать ремонт абы как. Ни к чему хорошему это не приведет. В таком случае лучше купить почти новый мотоцикл.

Вариант второй - "даже ездит". Это наиболее распространенный вариант. И самый сложный для покупателя. Я в таких случаях всегда говорю: "Без меня ни в коем случае не бери!". И это правильно - найти скрытые дефекты может только знающий человек - для новичка все просто идеально: завел, поехал, остановился. Но прослушать двигатель может только тот, кто в них разбирается. Даже для продавца его состояние может оказаться загадкой. Его может продавать хорошо знакомый вам человек или его знакомый (довольно распространенный вариант), и считать, что состояние мотоцикла вполне приличное. А на самом деле через полгода предстоит замена поршневой и КШМ, плюс новые амортизаторы и прочее... В таком случае просто необходим специалист! Кстати, бывает и наоборот - движок гремит, как ведро с болтами, из глушителей дым валит, тормоза и фары не работают, а делов-то - раз плюнуть, просто у хозяина руки не оттуда растут. Вот такой мотоцикл - находка! Затратив от силы пару тысяч рублей, получаем вполне приличный аппарат. Чем плохо?

Для тех, кто имеет некоторое представление о мотоциклах, но с ИЖами еще не сталкивался, скажу, где и что смотреть. Сначала общие для "Юпитеров" и "Планет" узлы. Передняя вилка: люфт совершенно не страшен и легко исправляется заменой текстолитовых направляющих и/или подшипников рулевой колонки, ржавчина, царапины и забоины на перьях вилки - очень плохо, может потребовать их замены. Приборы и управление на руле: ничего страшного, но при плохом состоянии можно здорово сбить цену; исключение - гидравлическая тормозная машинка, может быть убита в никуда. Бак - гнутый и битый - легко меняется, но можно сбить цену. Сиденье и заднее крыло: замена его будет отнюдь не дешевой, особенно если сгнило крыло. Задние амортизаторы: если штоки не гнутые и не ржавые - ничего страшного; исключение - "одноразовые" китайские амортизаторы, редкостная гадость, долго не ходят. Маятник: смотрите на предмет ударов и погнутостей, люфт его как бы предусмотрен конструктивно, и пугать не должен. Рама: опять же ищем места ударов; вопреки широко распространенному мнению заявляю, что нарушение геометрии вы обнаружить не сможете. Если мотоцикл на ходу ведет в сторону, болтает или трясет на скорости, это совсем не обязательно нарушение геометрии рамы, более вероятные причины: люфт в передней вилке, в маятнике, неравномерная работа амортизаторов попарно (например, неравномерный износ пружин или один из них пустой), криво стоящее заднее колесо, люфт в колесных подшипниках. Мало? А это только самые распространенные неисправности, которые будут почти наверняка! Изгиб рамы можно определить только при исправных вышеуказанных узлах, или же косвенно - по следам ударов, повлекших погнутие или при правке. Перекрашенная рама - повод для беспокойства: зачем красили? Качественно выполненная покраска - плюс, значит предыдущий хозяин не ламер и не "пионэр". Окрашенный наспех нитрокраской из баллончика мотоцикл должен вызывать недоверие - настоящие мастера так не делают. Родные зеркала и поворотники - хорошо: не били, не падали. Забоины на руле и ручках - свидетельства падений. Забоины на ободьях колес - понятно от чего. Ну, и так далее - смотрим и анализируем с применением головы и здравого смысла.

Перейдем к двигателю. Легкий пуск - очень хорошо; только "с толкача" - очень плохо. Подтекающее масло и грязное оребрение цилиндров - сами догадайтесь, в каких руках он был. У меня есть хороший тест общего состояния двигателя: сливаем масло с картера и смотрим, на что оно похоже. Чистое, аки слеза - только что меняли, темное без металлических блесток - так и должно быть, черное - не меняли несколько лет, не черное, но с металлическими блестками - явный износ металлических деталей, очень плохо. Еще тест: снимаем шланг с карбюратора, даем выработаться бензину из поплавковой камеры. Затем заливаем в карбюратор чистый бензин и заводим. Если дыма почти не видно - хорошо, белый дым - хана сальникам коленвала. "Юпитер" должен легко заводиться на одном цилиндре, при этом во втором цилиндре свечка должна быть. Причем на любом цилиндре - это важно! Разряженный аккумулятор - не показатель, а вот глохнущий на малых оборотах двигатель при включении всего освещения - нехорошо генератору. Определить же на слух, откуда идет стук в двигателе может только специалист по этим двигателям (да и он может легко ошибиться), поэтому рассказывать про стуки не буду.

Подытожим этот вариант: вот что такое риск! Можно взять почти живой аппарат задешево, а можно и дорогой убитый хлам. Тут уж как повезет. Однако, в отличие от рулетки, помощь специалиста имеет огромное значение и смысл. Что-то рассуждать с точки зрения денег довольно глупо и бессмысленно, однако брать дороже 10 тысяч рублей мотоцикл в таком состоянии я бы не рекомендовал. Дороже нового, конечно, не будет, но тем не менее...

Третий вариант - "почти новый". Оптимально для самых начинающих, или для тех, у кого большой напряг со свободным временем. Тут надо торговаться вовсю! Поскольку это аппарат недавнего выпуска, то качество сборки у него не ахти. Что легко может привести к поломке некоторых узлов, например, гидравлических тормозов. С другой стороны, все, что могло быстро сломаться, уже сломалось, и было заменено. Вариант: мотоцикл почти новый, но что-то сломано. Прибавляем к той цене, что за него просят, стоимость ремонта - если получается 60% стоимости нового, то хорошо, иначе - думайте сами. Брать почти новый за 80% цены нового можно только в том случае, если он едва прошел обкатку. Качество обкатки смотрим по ходовым качествам, брать мотоцикл, не покатавшись на нем, не стоит, как бы хорошо он не выглядел. Иначе можно получить убитую при плохой обкатке поршневую. Кстати, можно купить не так дорого б/у "Юнкер" - хозяин прельстился внешним видом, а теперь вошел во вкус и хочет иномарку. В общем, имхо реальная цена для слегка подержанного ИЖа - 2/3 от цены нового, указанного на последней странице "Мото".

Итак, вы купили б/у ИЖ. Что с ним делать? Об этом в следующей части статьи.

Покупаем б/у ИЖ. Часть 2 - что с ним делать?
Ответить