Подробно о Бесконтактной системе зажигания

admin
Сообщения: 741
Зарегистрирован: 21 фев 2011, 18:14

Подробно о Бесконтактной системе зажигания

Сообщение admin »

Электронное зажигание мотоцикла «ИЖ-Юпитер» с одним датчиком Холла. Очень подробненькая статья про БСЗ.



Электронное зажигание мотоцикла «ИЖ-Юпитер» с одним датчиком Холла.

По вашим многочисленным просьбам решил написать полробненькую статью о моем электронном зажигании. Поставил я его на свой Юпитер год назад, повозился правда с установкой, но оно того стоило. Забыл, что такое зажигание вообще (даже сырости не боится!), двигатель стал работать намного ровнее, мягче, улучшилась динамика, на скорости двигатель стал намного чувствительнее к газу, холостой ход – ровнее и устойчивее. Заводится даже с прилично подсевшим аккумулятором.Отъездив сезон и не познав бед я сразу поставил это же зажигание на новый движок-«водянку» (о нем я писал в своей предыдущей статье. Итак, по порядку. Установка и настройка заняла один день, все детали (датчик Холла, пучок проводов, коммутатор и двухвыводную катушку зажигания использовал от «оки». На генераторе ничего не переделывал: просто снял кулачки и в подходящем месте закрепил датчик Холла. Пластина – модулятор закреплена на роторе – чтобы она проходила четко посередине прорези датчика Холла, воспользовался шайбочками. Как все разместил - видно на рисунках

Изображение
Изображение
Изображение

Схема:
Монтажная схема приведена на следующем рисунке. Я думаю, что комментарии излишне, тем более что и схема цветная. Единственное – вольтметр совсем необязателен и можно смело его выкинуть – он лишь показывает напряжение в бортовой сети.

Изображение

Пластина – модулятор:
Вот в ней то и кроется весь секрет стабильной работы двигателя Юпитера с одним датчиком Холла.
Пропуски в искрообразовании в ряде случаев связаны с неправильной конструкцией шторки-модулятора (замыкателя магнитного потока). Уделите больше внимания её расположению по отношению к датчику. В открытом состоянии шторка не должна перекрывать ни магнит, ни магнитопровод (металлический «клюв» на торце датчика), в закрытом же состоянии модулятор должен полностью перекрывать их обоих. В противном случае датчик будет выдавать нечеткие сигналы, которые коммутатор распознать не сможет, а чревато это пропусками в искрообразовании, следовательно, сбоями в работе мотора.
Сам модулятор следует изготовить в форме диска с вырезом из стали толщиной 0,8-1,0 мм, как показано на рисунке. Главное, чтобы отношение периодов закрытого состояния датчика к открытому было 2:1 (это обязательное условие для четкой работы управляющей микросхемы коммутатора). Если двигатель 1-цилиндровый, то угол выреза в модуляторе нужно сделать примерно 120 градусов, если же мотор 2-ци-линдровый, то углы выреза должны быть по 60 градусов. Также важно заметить, что минимальная ширина выреза составляет 11 мм. При установке момента зажигания помните: искра бьет тогда, когда модулятор «открывает» датчик.
Перед монтажом БСЗ убедитесь в отсутствии избыточных люфтов вала генератора. Этот «носитель» шторки должен уложиться в осевой разбег до 0,35 мм, а его качание в поперечной плоскости ограничено 0,5 мм. Гуляющие сверх этих норм лепестки модулятора не впишутся в узкую прорезь датчика и вдребезги разнесут хрупкий пластиковый корпус датчика Холла. Болтанка чаще всего вызвана износом подшипников генератора - меняйте их без раздумий, тем более, что контактное зажигание тоже «не дружит» с люфтами и четко работать не сможет.

Изображение

Настройка:
Поначалу испытал затруднение с настройкой угла опережения зажигания. В электронику с традиционной для настройки контактов лампочкой - «прозвонкой» не сунешься. Выручил вольтметр - расскажу, как им пользоваться.
Советую использовать прибор со шкалой не менее 15В и внутренним сопротивлением 10-50 кОм. Подключите его к клеммам датчика Холла: на контакте № 2 расположите плюсовой провод, на № 3 - минусовой.

Изображение

Установите поршень любого цилиндра в положение, соответствующее моменту искрообразования. Включите зажигание и поворачивайте модулятор (по ходу вращения коленвала) до изменения показаний вольтметра. Моменту разряда на свече соответствует скачок напряжения в датчике от десятых долей Вольта до значения, близкого бортовому питанию мотоцикла. «Поймав» искру, не сбивая положение шторок, зафиксируйте модулятор на валу генератора крепежным болтом.
Должен предупредить, что, регулируя зажигание, обязательно замкните высоковольтные провода на корпус двигателя или «нагрузите» их свечами. Работа катушки с разорванной вторичной цепью приводит к перегрузке и повреждению БСЗ. По этой же причине нельзя «глушить» двигатель или один из его цилиндров снятием свечных колпачков.
Если есть желание визуально убедиться в наличии искры, делайте это следующим образом. Укрепите проверяемый провод (за изолированную часть) в 5-8 мм от корпуса мотора, включите зажигание и нажмите на кик. Не пытайтесь фиксировать провод руками - шарахнет так, что искры из глаз посыпятся. Впрочем, этот эффект тоже неоспоримое доказательство работоспособности зажигания.
Установив один раз опережение, вы надолго забудете о вольтметре. Исправность датчика Холла проверяйте по методике, аналогичной настройке «угла». Но вращать коленвал не обязательно - достаточно ввести в прорезь датчика стальную пластину, например, жало отвертки. Исправный Холл с «открытым» проходом выдает 0,2-0,4 В, закроете «заслонку» - напряжение в цепи должно быть не менее 7 В.

Эксплуатация и проблемы:
Почему-то многие уверены, что на красный провод датчика из коммутатора подаются те же 12 вольт, которыми он «питается», и исходя из этих соображений подключают датчик не к разъему коммутатора, а к бортовой сети мотоцикла. Напряжение там, конечно, такое же, но только пропущено оно через систему защиты датчика от скачков напряжения, что делает его работу более четкой и бесперебойной.
Теперь о коммутаторах. Приборы это непростые, дорогие и неремонтопригодные, неправильного подключения не прощают. Купить готовый жгут «коммутатор-датчик» в магазине (тем более, что стоит он около 60 рублей), намного дешевле, чем менять испорченный «мозг». Места на мотоцикле мало, руки так и чешутся снять с коммутатора радиатор. Делать этого нельзя, так как не пройдет и десяти минут, как коммутатор перегреется и «сдохнет».
Еще один хороший совет: уж коли взялись переделывать зажигание, то все детали должны быть «с одной грядки» (датчик, коммутатор, жгут и катушка). Катушку для 1-цилиндровых аппаратов лучше взять 3112.3705 от переднеприводных «Жигулей», а для 2-цилиндровых - двухискровую 3012.3705 (от современной «Волги» или «Оки»). Не проверяйте искру между высоковольтным проводом и «массой», смотрите искру только на свече (которая должна в момент проверки иметь хороший контакт с «массой»). Если отнесете провод слишком далеко от массы, напряжение во вторичной обмотке катушки, пытаясь пробить чрезмерный воздушный зазор, превысит разумные пределы, и искра проскочит внутри катушки зажигания и выведет ее из строя. Но поскольку катушка по своей сути трансформатор, напряжение вырастет и в первичной обмотке. А это может не выдержать выходной транзистор коммутатора. Если он «сгорит», - коммутатор уже не восстановить.

При написании данной статьи использовались материалы журнала «Мото» и личный опыт.

Прошу писать на yaya-vlad@yandex.ru
Данил 1977
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 23 авг 2015, 14:21

Re: Подробно о Бесконтактной системе зажигания

Сообщение Данил 1977 »

повторил ,что описанно выше, лежачий мотор пытается работать как часы, и это у него получается !!!
респект за идею.
Detonator
Победивший зиму
Сообщения: 8769
Зарегистрирован: 12 июн 2007, 08:00
Откуда: Украина, Запорожье
Контактная информация:

Re: Подробно о Бесконтактной системе зажигания

Сообщение Detonator »

В смысле лежачий?
ИЖ-Ю-2К, двигатель Ю-4, Ю2, Ю5.
Женился, 13 мая 2011 родилась дочь :)
Данил 1977
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 23 авг 2015, 14:21

Re: Подробно о Бесконтактной системе зажигания

Сообщение Данил 1977 »

компресия никакая, пальцы цекотят, цекатили вернее, почти не слышно их терь.
Detonator
Победивший зиму
Сообщения: 8769
Зарегистрирован: 12 июн 2007, 08:00
Откуда: Украина, Запорожье
Контактная информация:

Re: Подробно о Бесконтактной системе зажигания

Сообщение Detonator »

Ты просто добился равномерной работы двигателя, с опережением угадал. Следующим шагом должен быть ремонт моторной группы, а потом и ФУОЗ установить. И лучше с оптическим датчиком. Или изделие целиком взять к примеру от СОВЕК.
ИЖ-Ю-2К, двигатель Ю-4, Ю2, Ю5.
Женился, 13 мая 2011 родилась дочь :)
Beliy
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 11 янв 2005, 09:00
Откуда: Егорьевск,МО, Москва

Re: Подробно о Бесконтактной системе зажигания

Сообщение Beliy »

Конечно такая система зажигания для юпитера не нова. В журнале "Мото" давно статья была. Картинка со схемой подключения именно из той статьи. Это так к слову.
:x Но есть у этой системы один большой минус (для старожил сайта новостью это не будет) - модулятор со временем намагничивается от генератора, и система начинает чудить.
Вот поэтому и ставят вместо датчика холла самодельный оптический датчик.

Вдруг для кого то мои комментарии будут новостью. :D :D :D
SlawaKuzmich
Сообщения: 2048
Зарегистрирован: 12 июл 2007, 08:00
Откуда: Челябинская обл, Троицкий р-н, с Бобровка
Контактная информация:

Re: Подробно о Бесконтактной системе зажигания

Сообщение SlawaKuzmich »

Beliy, эта статья случаем не твоя? время написания и время регистрации в одном году))
Мотоциклы ИЖ: конструктор "сделай сам"
alash
Сообщения: 938
Зарегистрирован: 25 сен 2003, 08:00
Откуда: 700 км. до Москвы

Re: Подробно о Бесконтактной системе зажигания

Сообщение alash »

Чтобы "система" не "чудила" - достаточно сделать немагнитную вставку (втулку).

Было дело, работали над "бесконтактным зажиганием" для "ИЖ-Юнкер". Контактные пары, покупные, были просто ужасны - кривые, косые, а, - главное - неграмотно сделанные, с нарушениями всех правил сопромата, с зонами концентрации напряжений, изломов и т.п.
Устав от таких сюрпризов, сделали бесконтактную систему. Втулка на ось генератора - из немагнитного металла (монель). Возможны и другие варианты, конечно (вплоть до пластмасс и композитов вроде текстолита). - Работало хорошо.
Detonator
Победивший зиму
Сообщения: 8769
Зарегистрирован: 12 июн 2007, 08:00
Откуда: Украина, Запорожье
Контактная информация:

Re: Подробно о Бесконтактной системе зажигания

Сообщение Detonator »

А латунная шпилька и втулка вместо эксцентрика чем не выход? ))
ИЖ-Ю-2К, двигатель Ю-4, Ю2, Ю5.
Женился, 13 мая 2011 родилась дочь :)
Аватара пользователя
Vasiliy-vod_Jupiter
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 12 фев 2011, 09:00
Откуда: Новоузенск, Саратовская обл.

Re: Подробно о Бесконтактной системе зажигания

Сообщение Vasiliy-vod_Jupiter »

Можно, конечно, попробовать, только придётся искать редкую плашку М7х1 или нарезать резьбу на токарном станке.
Ответить