Мотоциклы и армия.

Ответить
shes
Сообщения: 8960
Зарегистрирован: 15 сен 2003, 08:00
Откуда: Пермская обл.

Мотоциклы и армия.

Сообщение shes »

Когда в 1885 году Готлиб Даймлер выкатил свой первый мотоцикл, не было даже и речи о том, чтобы применить в армии эту "самобеглую коляску". Хотя велосипеды применялись в армии довольно широко. В России, например, Были так называемые "самокатные войска". Ездили они, разумеется, не на самокатах, а на велосипедах.

Я даже видел фотографию "самокатного" военного духового оркестра! Честно скажу, меня, как бывшего музыканта-духовика это повергло в шок. Однако это явление имело под собой ни что иное, как здравый смысл. В самом деле, армия тех времен передвигалась или в конном (кавалерия), или в пешем порядке (пехота). Содержание одного кавалериста обходилось весьма недешево - ведь лошадь надо кормить ежедневно. Пехота же на своих двоих передвигалась не так уж и быстро - даже легендарные суворовские марш-марши могли поражать лишь современников. К тому же, после многодневных переходов солдаты были и утомлены, и... лишены обозов! Ведь именно в обозах - провиант и боеприпасы. Применение же велосипедов позволяло делать пехоту мобильной - марши в 100-200 верст в день стали реальностью, причем с полным боезапасом и пищевыми рационами на несколько суток! Это и привело к появлению подобных войск во всех крупных армиях конца XIX - начала XX веков.

Однако, хотя появление мотоциклов на первых порах и вызвало интерес военных, он вскоре угас. В самом деле, эти довольно примитивные машины незначительно превосходили велосипеды в скорости, и много уступали им с точки зрения надежности. Возможность перевозить больший вес была довольно сомнительной, а необходимость в бензине, масле, а главное - квалифицированных механиках надолго закрыло мотоциклам дорогу в армию.

Шли годы, мотоциклы быстро совершенствовались. К началу Первой мировой войны они уже были достаточно скоростными надежными машинами. Отпала нужда в ежедневных ремонтах и классных механиках. Это и привело к началу применения их в армиях европейских государств. Правда, применялись они в основном в разведке и связи - там, где требовались скорость и неприхотливость к дорожным условиям. В российской армии их применяли более чем скромно, по сравнению с Австрией, Германией или Англией. Вызвано это было в основном отсутствием отечественных мотоциклов, а наиболее подходящую технику выпускали государства, отнюдь не дружественные России. Впрочем, как показала Русско-японская война, дружественных нам государств практически не было...

Воистину звездный час армейских мотоциклов пришел в годы Первой мировой войны. Боевые действия велись в Европе, где была достаточно пригодная для мотоциклов местность - обилие дорог, небольшая удаленность от баз с горючим и боеприпасами. Несколько лет мотоциклы продолжали использовать лишь в качестве средств курьерской связи - радио только еще начинало внедряться в действующих частях, в отличие от флота, где оно давно уже использовалось. Надо воздать должное Германскому генштабу - они первые додумались использовать мотоциклы не только в качестве средств передвижения, но и в качестве боевых машин. Для примера приведу одну, но очень показательную операцию германских войск с участием мотоциклов. В 1917 году планировался захват прибалтийских российских земель, что позволило бы подготовить удар в сторону Петрограда. Для этого были подготовлены десантные моторизированные части, укомплектованные мотоциклами с колясками, вооруженные пулеметами. Помимо того, использовались и одиночные мотоциклы, водители которых были вооружены ручным автоматическим оружием и ручными гранатами. Погруженные в десантные суда, они начали атаку одновременно с чисто сухопутными частями, авиацией и флотом. Действия флота превосходно отражены в романе Валентина Пикуля "Моонзунд". Российский флот сумел удержать позиции, однако же, действия десанта были более чем успешны. Продвигаясь в максимально возможной скоростью, они нейтрализовали очаги сопротивления деморализованных российских войск, и вскоре большая часть территории была захвачена германскими войсками. Без мотоциклов этого сложно было бы добиться. Если бы не российский флот, угроза захвата Петрограда была бы более чем реальной. Мне неизвестно количество мотоциклов, выпущенных в Германии за годы Первой мировой войны. Могу сказать лишь, что в Англии фирмы "Триумф" и "Дуглас" выпустили примерно по 30 000 машин каждая. Думаю, что Германия и Австрия выпустили их как минимум столько же, а, скорее всего - значительно больше.

Война окончилась Версальским миром. Германии было запрещено выпускать танки, автоматическое оружие, сильно квотировались и другие виды вооружения. Странно, но к мотоциклам эти запреты применены не были, хотя к тому времени это были вполне боевыми машинами. И германская промышленность усиленно начала разрабатывать новые их модели. К моменту начала Второй мировой войны на вооружении германской армии в основном стояли BMW R-75 и DKW NC-350. Но о них несколько позже, а пока посмотрим на Советскую армию. В Советском Союзе развитию мотоциклостроения уделяли неоправданно мало внимания. В самом деле, мотоциклы разработки Можарова интересны разве что с исторической точки зрения - вплоть до ИЖ-7 их выпускалось до обидного мало. Чуть лучше обстояли дела с Л-300, хотя и их выпускали тоже недостаточно. Были еще и ТИЗ и А-750, но... Разномастные, не имеющие унифицированных деталей, совершенствуемые по ходу выпуска, а потому во многом отличные друг от друга одной и той же марки, эти машины мало годились для армии. Требовалась одна-две, но отработанные конструкции. Решили не мудрствовать лукаво, а попросту "слизать" BMW R-71. Хотя и это оказалось не под силу - изготовить раму из труб переменного диаметра и профиля советской промышленности оказалось не под силу. Пришлось применить сварную раму из круглых труб. Остальные изменения хотя и были прогрессивными, но крайне незначительными. Однако этот мотоцикл, названый М-72, начали выпускать сразу несколько заводов, что нельзя не признать положительным - хоть и не идеальная, но единая машина была для армии значительно важнее имеющегося до этого "зверинца" из разноплановых мотоциклов. Однако до войны выпустили их тоже немного - не успели...

Какие же мотоциклы были на вооружении армий во время Второй мировой войны? Про Германию я уже говорил. Являясь близким родственником М-72, BMW R-75 также использовался с коляской, причем зачастую с приводной. У нас таких мотоциклов не было вообще. Низкооборотистый оппозитный двухцилиндровый двигатель идеально подходил для армейского мотоцикла с коляской. На коляске обычно устанавливали пулемет. Помимо того, она же несла боезапас и дополнительные канистры с бензином, для чего были установлены специальные кронштейны. Вы все видели эти мотоциклы в фильмах про войну. Обычно на них тупоголовые фрицы катят, паля из пулемета в белый свет, как в копеечку, а доблестные советские партизаны или разведчики срезают водителя автоматной очередью или кидают гранату, после чего мотоцикл, нелепо кувыркаясь, падает в канаву или овраг. На самом же деле это было довольно грозная машина - против двух-трех таких мотоциклов взвод пехоты, вооруженный мосинской трехлинейкой (а так и было в начале войны) был практически беззащитен - много ли настреляешь из винтовки против пулеметов, а отступать некак - скорость у человека меньше, чем у мотоцикла... В результате мобильные группы из нескольких мотоциклов, усиленные танком или бронетранспортером легко занимали ключевые позиции - мосты, высоты и т.п. Значимость мотоциклов реально показал быстрый выход немецких войск к Москве - действуя ударными группами, они расчленяли советские войска, заключая их потом в "котлы" и "мешки". Почему-то в исторических исследованиях уделяют огромное значение танкам, авиации и артиллерии, принижая роль мотоциклов. А ведь во многом именно они позволили германским войскам так быстро и глубоко продвинуться на территорию Советского Союза в 1941 году. Конечно, во второй половине войны их роль как ударного средства упала, но ведь каждое оружие имеет свои сильные и слабые стороны!

Однако вернемся к техническим данным мотоциклов. DKW NC-350 нам хорошо знаком - после войны он почти без изменений выпускался под маркой ИЖ-350. Использовался он как мотоцикл-одиночка в курьерской связи. Обладавший неплохой скоростью и высокой надежностью он значительно превосходил подобные машины союзников. Мотоциклы, подобные ему, выпускали в основном фирмы Англии - "Триумф", "Нортон" и некоторые другие. Эти двухтактные 350-кубовые машины практически не пересекали Ла-Манш, так как Англия привыкла воевать "прислонив ружье к ноге", т.е. и не воюя вовсе. Они не использовались даже в Африке против Роммеля. Значительно более популярны были "Индиан 741" и "Харли WLA 45". Последний стал едва ли не самым популярным мотоциклом Советской армии - их выпускали по 3000 в месяц, причем бОльшая часть шла именно для союзников США - СССР и Англии. Это была V-образная двухцилиндровая четырехтактная машина с объемом двигателя 750 см3. "Индиан" при той же компоновке имел объем 500 см3. Именно переделанные армейские "Харли" и стали теми самыми знаменитыми чопперами...

Советские войска применяли мотоциклы более чем скромно. Это все та же курьерская связь и разведка. Стыдно и горько говорить, но к началу Второй мировой войны у нас опять - таки не было ни мотоциклов, ни радио. А столбы с телефонными проводами были повалены бомбежками или же немецкими диверсантами опять-таки на мотоциклах. Кстати, теми же диверсантами, внедрившимися на территорию СССР, в первые дни войны велась настоящая охота за мотоциклистами, так как каждый мотоциклист - это или курьер с ценными сведениями или приказами, или же просто офицер, которые уничтожались. Не способствовала применению ударных мотоциклетных групп и обстановка на фронте. Да и во второй половине войны случаи, когда применение мотоциклетного прорыва было бы оправдано, были редки - сражаться приходилось против хорошо вооруженного противника, занявшего прочную оборону. Место мотоциклов заняли легендарные танки Т-34 - тоже весьма мобильные. Но насколько они дороже...

Какие машины стояли на вооружении Красной Армии? Наглядно это можно посмотреть на примере имеющейся у меня книги по "эксплОатации" мотоциклов, предназначенной для красноармейцев. Изданная в 1945 году, она описывает четыре мотоцикла: "Индиан", "Харли Дэвидсон", М-72 и АМ-600 (ТИЗ). Кстати, можно с уверенностью сказать, что по техническим данным и прогрессивности конструкции отечественные мотоциклы были далеко впереди заокеанских. Эх, если бы их было еще и больше... Параметры М-72 известны - четырехтактные двухцилиндровый 750-кубовый оппозит с нижнеклапаным двигателем выдавал 22 л.с. при 4600 об/мин и уверенно бежал со скоростью 85 км/час. Применялся он, как правило, только с коляской. Более легкий же ТИЗ АМ-600 (600-кубовый одноцилиндровый четырехтактник) использовался и с коляской, и без. Это была копия английского "БСА", выдававшая 16,5 л.с. при 3800 об/мин. и разгонявшаяся до скорости 95 км/час. Более подробно о нем можно прочитать в июльском "Мото" за 2004 год. Снятый с производства в конце войны он уступил место М-72. Но и в лучшие времена он выпускался по 300 мотоциклов месяц - сравните с 3000 "WLA 45", и сразу все станет ясным. М-72, а затем М-72М и более поздние модели ирбитского завода продолжали поставляться на вооружения советской армии. Но в 1989 году я их там уже не видел...

В настоящее время мотоциклы практически перестали употребляться в армии. Виной тому, скорее всего, стало отсутствие бронировки, малая грузоподъемность, а также широкое развитие различных армейских легковых автомобилей. В самом деле, ГАЗ-67/69 или УАЗ-469, не уступая по проходимости (как казалось) тому же ИМЗ 8-103, способен перевозить большее количество груза и личного состава. Однако, во время войны Северного Альянса и Талибана в Афганистане, войска США применили легкие квадроциклы. К сожалению, мне неизвестна их марка, однако, по сообщениям американцев, они значительно превосходили по проходимости армейские легковые автомобили в горных условиях. В самом деле, их "Хаммеры" - редкостное уродство, и по горным тропам на них ездить просто невозможно. Легкие квадроциклы же проходили в этих условиях довольно неплохо. Правда, это так и не помогло американцам поймать пресловутого Бен Ладена...

Однако не только и не столько армия США применяет мотоциклы. Появился немалый спрос на ирбитскую версию армейского мотоцикла - колясочный "Gear-Up". В сущности, это все тот же ИМЗ 8-107, причем несколько дефорсированный (мощностью в 32 л.с. против "гражданских" 36), но снабженный приводом коляски, которая оборудована пулеметной турелью или ракетной установкой. Передняя подвеска - рычажная, что повышает плавность хода и надежность. Обычный экипаж - 2 военнослужащих, водитель и стрелок. Их вполне хватает для того, чтобы вытащить застрявший мотоцикл из любой грязи или песка. Последнее наиболее актуально, так как их тут же заказала иракская армия. Правда, под давлением США этот заказ пришлось отменить, но прецедент был создан! Последовали заказы из Египта и других африканских стран. В самом деле, снабженный ракетной установкой, "Gear-Up" становится довольно грозным оружием - мощным, скоростным, мобильным. Можно сопоставить его с пулеметным мотоциклом времен Первой мировой войны. И при этом он стоит в несколько раз дешевле обычного армейского легкового внедорожника, обладая при этом лучшей проходимостью и маскируемостью! Идеальное оружие! К тому же, у ирбитского завода просто нет конкурентов - остальные мотоциклы более мощные, но и более требовательные к ГСМ и обслуживанию. Это же - как автомат Калашникова - просто и надежно. К тому же, карданная передача в условиях песка значительно превосходит цепную, пусть даже и закрытую. А карданы нынче разве что у "Мото Гуцци" и все той же БМВ...
Ответить