Записки дилетанта или снова Алтай.

Ответить
serg
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 01 окт 2013, 18:05

Записки дилетанта или снова Алтай.

Сообщение serg »

О, легко мне скользить по земле,
Души не оставив нигде,
Так просто ступив за порог.
Да, мимо улиц пустых,
Прохожих,
Похожих на бледных святых,
И их тоже
Мучают змеи дорог…
«Пикник»

А уж как меня они помучили… Но не буду о грустном так сразу. Хорошего тоже хватало.
В Горный Алтай ездили в былые времена все, кому не лень, и откуда угодно, да времена те прошли. Сейчас там бывают сравнительно часто лишь близко живущие новосибирцы, и барнаульцы, а из Европы ездят, в лучшем случае, на авто. На мотоциклах, особенно наших, не рискуют… А мне уже давно, года четыре как, очень хотелось приехать туда именно на мотоцикле. Отечественном, потому как импортный так и не сподобился купить. Возможность представилась лишь в нынешнем, 2005 году, и финансы поднабрал, и технику, наконец-то, вывел из периода полураспада. Информацию о пути следования, причём очень полную и подробную я получил у Саши Тепляковой, которая там уже была, причём на обычной 5-й «Планете» (впрочем, не совсем обычной), и вообще неоднократно выезжавшая на восток в своём неуёмном стремлении доехать до Магадана. Эта информация мне очень пригодилась, сэкономив много времени, сил и средств. Ровных дорог, тебе, Саша!
И вот, 6-го июня я имел неосторожность стартовать из Великого Новгорода в сторону Алтая на своей, практически не обкатанной после глобальной переборки, 3-ей «Планете». По этому поводу ехал небыстро, не превышая 80 км/ч. В Валдае меня накрыл дождь, заставив натянуть непромокаемый брезентовый (в отличие от резины - дышит) костюм, и сопровождал почти до самой Москвы. Интересно, но в Москве дождя не было вообще…
Ночевал у Антона Ткаченко, который, в отличие от меня имеет полное право называться серьёзным мототуристом-дальнобойщиком, а я – так, дилетант. Больше ездил по родной области, да раз в год в Малоярославец, пока не надоело. Самый дальний выезд – в Воронеж. Пути же Антона просто не поддаются исчислению. Посмотрел на его «Чёрный Кугуар» с обновлённым, теперь уже 750-кубовым сердцем (перипетии его покупки заслуживают отдельного рассказа), которое очень понравилось взыскательному хозяину, оценил свежекупленный цифровой фотоаппарат и море сделанных им снимков, а утром тронулся дальше, преисполненный радужных надежд и не подозревающий о грядущих испытаниях. Надо сказать, продвижение по Москве на «Иже» довольно утомительно, греется…

Изображение
Перед выездом из Москвы. «Кугуар», Антон, «Планета».
Дёрнуло меня ехать через Рязань… Для начала я проскочил поворот на объездную мимо этого, уверен, хорошего города. Но плутать по незнакомым улицам – дело не самое лучшее, а «встроенного автопилота», как у Саши, которая непонятным даже для себя образом находит в любом городе всё, что угодно, у меня нет. После трёх обстоятельных расспросов местных жителей, я выехал на объездную и дал себе слово в большие города больше не заезжать. Дальше путь пошёл по среднераздолбленной трассе М5, заставляющей напрягать всё внимание, чтобы не попасть в переделку. Но это меня не спасло. Незадолго до границы с Пензенской областью я понял, что двигатель уже прикатался и увеличил скорость до 90 км/ч, начал строить планы на дальнейший путь, в общем, расслабился… Опасность заметил уже слишком поздно (предупреждающие знаки отсутствовали) и затормозить не успел, на полной скорости влетел на участок просевшего асфальта шириной во всю полосу, на выходе из которого грузовики намяли довольно приличный бруствер, взлетел в воздух, приземлился на переднее колесо (потом между диском колеса и покрышкой обнаружил слой асфальта и камней толщиной около сантиметра) и начал ожесточённую борьбу с теряющим устойчивость мотоциклом. Задок начало «крестить», вес груза на багажнике помог этому процессу, и закувыркались мы с родимым мотоциклом самым конкретным образом. Хорошо, хоть отдельно друг от друга… Хруст лопающейся пластмассы, удар об асфальт… Всё это произошло за пару секунд, в течение которых в уме прокрутилось: «Ну всё, орёл, долетался!..». Потом я ощутил себя стоящим на ногах в полусогнутом положении, но разгибаться не спешил, прикидывая, что у меня цело, а что нет. Сильной боли нигде не почувствовал и решил, что можно двигаться. Подбежал водитель со встречного «КАМАЗа» с глазами во всё лицо (я его понимаю, сам видел как «убираются» с дороги кувырком, зрелище впечатляющее), сначала спросил, как я себя чувствую, а потом помог убрать с проезжей части разбитый мотоцикл и разбросанные вещи. В первый момент я подумал, что «Планета» моя отъездилась… Но более внимательный и спокойный осмотр показал, что не так уж всё плохо. Прикинул, стоит ли возвращаться назад. Но руки-ноги-голова целы, мотоцикл после двухчасовой ампутации безнадёжно разбитого, протяжки всего крепежа и грубой рихтовки того, что этому поддалось, был в состоянии двигаться дальше… В общем, решил не возвращаться. Переднее колесо смотрит влево, обтекателя и зеркал нет, всё ободрано и залито маслом из протёртой об асфальт канистры с двухтактным маслом (остатки перелил в пластиковые бутылки, найденные на обочине), обширные ссадины на руках-ногах и бока болят (позже они заболели почти нестерпимо, спать мог только на спине…). Приборный щиток вмят, на спидометре разбито стекло и погнут циферблат, стрелка наполовину отсутствует … при этом огрызок самоотверженно показывает правильную скорость… На ум сразу же пришли строки из песни про американский бомбардировщик времён Второй Мировой: «Бак пробит, хвост горит, и машина летит на честном слове и одном крыле…». Похоже… Процесс нисхождения и водружения на мотоцикл превратился в пытку и при остановках на заправках я по полминуты раздумывал, а стоит ли…
Из этого инцидента я сделал некоторые выводы:
- Первый уникален своей новизной и оригинальностью – шлем нужен не для красоты… Голова не болела только потому, что на нём появились глубокие борозды…
- Упал я из-за задней, слишком короткоходной, подвески. На туристическом эндуро, с его 200 мм хода, этого бы не случилось. Надо отметить, что лицензионные ижевские узлы, а именно: передняя вилка, литые колёса и дисковый тормоз показали себя с очень хорошей стороны.
- Повреждения мотоцикла оказались не столь катастрофичными благодаря задним дугам безопасности, которые я так и не смог потом выгнуть обратно.
- В России две беды и одна из них частенько ездит по другой…

Изображение
«Бак пробит, хвост горит…
Ночевал в лесополосе недалеко от Пензы. Я наивно предполагал перед выездом, что буду останавливаться в красивых местах, у воды, и наслаждаться отдыхом… Ну-ну… Ни разу (!) так переночевать не удалось. Где ткнёшься, когда уже нет сил ехать, там и ладно… Воду набирал в придорожных кафешках, готовил на примусе. Старался останавливаться подальше от людей. Видимо из-за моего физического состояния (болело всё, как будто меня усердно избили) погода смилостивилась и дождей по дороге туда не было. Что удивительно, не было и комаров, до самой Уфы, вернее Стерлитамака, где меня дожидался, предупреждённый СМС-кой Ганс (по паспорту Сергей Гусев), основатель «Клуба 49» и просто очень хороший и интересный человек. Зато комары отыгрались под Челябинском… Такого я ещё не видел, не слышал, не ощущал! Вампиры были невообразимых размеров, со среднего слепня, атаковали безо всяких примерок и контрольных облётов, втыкали свой хобот ещё до приземления на открытые участки кожи и прямо на глазах наливались твоей же кровью. Чуть опоздал раздавить, и на коже кровавое пятно… Жуть, в общем… Спасался только в палатке, благо она для них непроницаема, но писк невообразимого количества комаров, набившихся под полог, между слоями палатки, сливалось в мощное басовитое гудение… Приготовить что-либо горячее не смог (ну нет у меня третьей руки, чтобы давить гадов, т.к. на отмахивание они не реагировали…), ограничился сухпаем. Ночью какой-то зверёк энергично шуршал прошлогодними листьями и громко сопел почти что над самым ухом. На пугающие окрики не реагировал и беззвучно испарился только после того, как я выбрался из палатки.
Но это было уже после Стерлитамака, а там, в гараже у Ганса, мы вдвоём два дня перетряхивали мотоцикл, устраняя последствия падения и некоторые недостатки переборки двигателя. Снято было всё, кроме картера двигателя с рамы и, соответственно, коленвала. После сборки мотоцикл технически уже был готов двигаться дальше, а я немного отоспался, отмылся и чуть-чуть пришёл в себя. Рёбра перестали болеть только через 1,5 месяца после падения, я даже подозревал трещины в них, но знающие люди объяснили, что при этом совсем другие ощущения.

Изображение
Ганс верхом на «Планете», замученной, но непобеждённой…
Искренне поблагодарив Ганса за тёплый приём, помощь и интересное общение, я двинулся дальше. После Челябинска свернул на второстепенную дорогу, подсказанную Сашей, и идущую через Бродокалмак, Шадринск, Исетское и выходящую на трассу Тюмень – Омск в Ялуторовске. Качество дороги намного выше, чем у трассы М5 и ехать по ней было в удовольствие, несмотря на небольшой грунтовый участок. Через пять километров от Ялуторовска в сторону Омска справа поворот на водолечебницу, про которую мне опять же рассказала Саша. Уникальное место! В 1954 году там искали нефть, но из земли стал бить фонтан горячей, градусов 60, воды, обладающей, как выяснилось позже, исключительными лечебными свойствами. Ванны, принятые с этой водой, сильно облегчают всяческие кожные заболевания, радикулит и многое другое. Там построена водолечебница, где за деньги лечат от всего подряд, а за ней, в низине, выведена труба, из которой день и ночь (с 54-го года!) течёт мощная струя горячей и очень солёной воды. В пруду, вымытом этой струёй можно принимать совершенно бесплатные ванны, а мутность воды людей не пугает. Наверху, в красивом сосновом бору, есть отличное место стоянки для «дикарей», а народ туда летом съезжается с полстраны и даже с Казахстана. Говорят, ванны, принятые там очень облегчают течение любой, даже самой безнадёжной болезни. Посидел минут 20 (больше за один раз не советовали) в пруду и я. Ссадины сразу стали меньше болеть… Правда, мусора вокруг много, потому что местная тюменская молодежь приезжает туда не лечиться, как все нормальные люди (которые ведут себя тихо), а попить пиво-водку и, прямо от машин, посигать в пьяном виде и голышом, с девушками в обнимку, в пруд. Правда, в основном, ночью. После них и не успевают убирать мусор… Каждому своё…
Дороги… Такие разные, всех оттенков серого: и красноватые, и зеленоватые, и экзотически-фиолетовые, и почти ослепительно-белые, и аспидно-чёрные, и непонятных буроватых оттенков… То исключительно ровные (жаль, очень мало…), то как обычно - смотри в оба, то в таком состоянии, что жуть берёт. Особо потрясли (в обоих смыслах) меня участки дорог между Тюменью и Омском по пути туда и между Екатеринбургом и Пермью - обратно. И это трассы между крупными центрами областей! Такое ощущение, что на них годами резвились танковые колонны, а дорожники не подозревают об их наличии… Ямы достигают чуть ли не полметра глубиной, бетонные плиты выбиты так, что высоко торчат камни наполнения, напоминая зубы какого-то монстра, обочины размешаны большегрузами до абсолютно непроезжего состояния, а по бокам, насмехаясь, стоят знаки ограничения скорости 60 и 40 км/ч. Передачи – первая-вторая, средняя скорость не превышает 10 км/ч… Это – дороги? Но они ведут меня к цели и я еду по ним… Поразили местные, летящие по этим колдобинам на свеженьких «десятках» с невозмутимостью людей, которые в состоянии покупать новые машины каждые полгода. Впрочем, может, и правда им проще угробить несколько «десяток», чем трястись над одним «мерседесом». Не знаю, чужая душа – потёмки, а уж русская душа… Дорожники, конечно, тоже оставляют свои следы на подотчётной им территории, в основном, в виде «ямочного ремонта», но встречаются и заново уложенные участки покрытия, очень неплохого, по нашим меркам, качества. Колеи, продавленные в асфальте большегрузами чаще всего убираются при помощи фрезы-«асфальтогрызки», оставляя замысловато изогнутый след, нередко занимающий всю ширину трассы и тянущийся километрами. Проезд этих участков на мотоцикле живо напоминает об ощущении голого льда под колёсами. Так же страшно!..
Трасса Омск – Новосибирск поразила унылостью пейзажей: поля, напоминающие сыростью болота, плавно переходят в болота, заросшие рогозом и камышом, всё это разбавлено кривоствольными берёзовыми перелесками, а на душе тоска от этого однообразия. При проезде южного Урала было намного «интереснее»: жуткого качества трасса сочетается с крутыми подъёмами и протяжёнными спусками, на которых хорошо проверились тормоза, спасибо им за безотказность! Ночевал у стога прошлогодней соломы, в полукилометре от трассы. Самая мягкая постель получилась… Правда, ехать по раскисшему полю было не очень приятно, на колёса намотались катки земли, долго потом вылетавшие из протектора на асфальте.

Изображение
Мягкая ночёвка недалеко от Омска. В 200-х метрах – трасса…
Очень, очень много памятников разбившимся на наших трассах! Запомнился монумент из чёрного мрамора, поставленный у дороги недалеко от Новосибирска. На нём четыре портрета: мужской, женский и два детских… Это война? Или бойня? А главное, КУДА СПЕШИМ? ТУДА мы всегда успеем… Не для того живём мы здесь, чтобы вот так, нелепо, закончить свою жизнь.
Новосибирск поразил невероятным количеством «праворуких» иномарок, среди которых «европейцы» кажутся чем-то инородным. А из едущей параллельным курсом «Оки» паренёк выставил руку с поднятым вверх большим пальцем и всем своим видом показал полную со мной солидарность. Было приятно!
Участок Новосибирск – Горно-Алтайск проскочил неожиданно быстро, дорога неплохая, погода вообще отличная. В Сростках стоит памятник Василию Шукшину. Только увидев его, я понял, где именно он жил… Ну, а на въезде в Майму меня уже ждал Женя, к которому в гости я и направлялся. Хорошая штука – СМС! Хоть в роуминге, хоть дома, стоит одинаково, а писать можно куда угодно, например, предупредить, что подъезжаю…
С Женей мы переписывались давно, аж с 98-го года, но встретиться довелось лишь сейчас. Приехал он на «Планете-4» неплохого внешнего вида, но когда завёл двигатель, я понял, что ездить ему уже мало осталось, такие звуки издавал многострадальный агрегат. В общем, первые два дня мы перебирали двигатель, причём пришлось купить лишь один подшипник, остальное нашлось «по сусекам», как новый коленвал, так и поношенный, но ещё годный поршень. Часть деталей было взято с древнего двигателя от «Планеты-1», который тоже ждал своего часа в сарае. Лепить из известной субстанции конфетку было не очень просто, зато достигнут вполне приемлемый результат. Кстати, вскрытие показало, что произведено оно было очень вовремя, и неизвестно, почему двигатель не заклинил со сломанным кольцом и неизвестно куда девшимся стопором на поршне. Второй тоже вывалился под своим весом. Поршень предыдущий хозяин поставил откровенно «левый»… С запчастями для ИЖей сейчас совсем беда.
Женя парил меня в баньке, лечил ссадины и вообще относился, как к малому, неразумному ребёнку, залезшему с дуру не туда… Ну, бывает, у нас, у детей, что поделаешь… Показывал все местные достопримечательности, а жена его, Татьяна, кормила просто на убой, я за эти полторы недели отъелся на весь обратный путь. Съездили в несколько близлежащих мест, в частности, в район Усть-Семы, где в своё время снимался фильм «Живёт такой парень». Нынешнее поколение уже такого и не помнит… Катунь, и так речка не из спокойных, во время моего приезда вздулась от незадолго до того прошедших дождей и несла свои воды шумно и с превышением обычного своего уровня метра на два.

Изображение
Мост через Катунь, путь к оз. Ая, проезд платный…

Изображение
Катунь в районе Усть-Семы.
Село Майма стоит в уникальном месте, с запада его закрывает гора Бабырган, ограждая от сильных ветров, заморозков и прочих опасностей. В сочетании с плодородной землёй это создаёт эффект оазиса, что в землю ткнёшь, то буйным цветом растёт и даёт хороший урожай. А лето там жаркое, плюс сорок в тени совсем не редкость…
Побывали и на Телецком озере. Впечатления незабываемы! Километровой высоты горы вокруг, чистейшая и очень холодная (через несколько секунд ноги ломит, если зайти даже неглубоко) вода, неописуемая красота, кедры и пихты, наполняющие воздух особым ароматом… А когда я узнал, что средняя глубина озера около 175 метров, а максимальная вообще 325 – вторая в России после Байкала, то вообще был поражён. Вода стояла очень высоко, залив места, где Женя останавливался в былые годы.

Изображение
Телецкое озеро, высокая вода.
Ночевали мы рядом с речкой Ойрок, излюбленного туристами с близлежащей турбазы места для восхождения. Полазал там и я, целых три раза поднявшись 800 метров вверх и спустившись обратно. Получил истинное наслаждение! Особый кайф от купания в водопадах, где разгорячённое тело омывает холодный, но намного теплее, чем в озере, поток. Был злостно покусан клещами, т. к. полез в футболке, чем очень встревожил Женю, опасавшегося энцефалита. Но, похоже, зараза к заразе не пристаёт…

Изображение
Изображение
Изображение
Водопады на речке Ойрок.
Рядом стояли отдыхающие из Бийска (как и все, узнавшие, откуда, а, главное, на чём я приехал, были шокированы, до потери дара речи), у которых я «стрельнул» резиновую лодку и ломанулся на другой берег озера. Бакен, казавшийся сначала стоящим почти у того берега, выяснилось, отметил только четверть пути… А всего пришлось плыть километра два с половиной. Сначала, довольно долго, видно было дно, лишённое всякой растительности (холодно!) и, казалось бы, совсем близко, а реально на десятиметровой глубине. Потом дно резко уходит вниз и накатывает безотчётный страх перед чёрной бездной, чувствуешь себя пылинкой в потоках неизведанного… А я ещё не знал, что подо мной больше ста метров…

Изображение
Красота-а-а…
Пятки немилосердно морозила ледяная вода, пришлось ставить их на надувную подушку, хоть и неудобно, но деваться некуда. Тот берег встретил неожиданно вынырнувшими почти у самой полосы прибоя огромными подводными камнями. Искажения в воде опять сыграли шутку, казалось, что можно оцарапать о них дно лодки, а глубина несколько метров… Берег поразил полным отсутствием следов человека, хотя до посёлка Иогач буквально пара километров. Вокруг Телецкого озера почти всё в таком же виде! Горы не позволяют толпам туристов истоптать неприступные берега. Поездки же на прогулочных катерах и лодках кусаются ценой. Местные все, как один, стараются сорвать свой куш с приезжих отдыхающих, кто как может… Погода, на удивление, стояла ясная и солнечная, что очень удивило Женю. Счастливый, говорит, здесь, обычно, то ясно, то неожиданно дождь с бурей, то ещё какая пакость с неба… Ну, я же хотел посмотреть это уникальное озеро, вот и «заказал» погоду… Как раз в тот момент был вылет огромного количества бабочек-однодневок, которые застилали ковром влажные места на земле, тысячами гибли под колёсами машин на асфальте, усеивали разбитыми тельцами ветровые стёкла проезжающих автомобилей и больно ударяли по открытым участкам кожи нас, мотоциклистов…
Незаметно пролетели полторы недели, вот и обратно отправляться пора. Ещё перед поездкой на Телецкое озеро пришлось дважды ездить заваривать лопнувший после падения багажник (в Стерлитамаке трещин не увидели, а по дороге проявилось), причём обычная сварка этот металл не взяла, пришлось использовать сварочный полуавтомат. Интересно, из какого сплава был сделан в восьмидесятые годы этот багажник, предназначенный для 634-й «Явы»? Попрощался с тепло принявшим меня семейством Ерофеевых и устремился в обратный путь, который был отмечен периодическими, то на час, то на весь день, дождями.

Изображение
По дороге на Барнаул. Скоро начнётся дождь…
В Новосибирске, списавшись предварительно СМС-ками, пересёкся с Сашей, которая устремилась на окончательный штурм дороги к Магадану (и ведь доехала же, как выяснилось в последствии!). Встреча была очень эмоциональной (где ещё найдутся прибабахнутые, путешествующие на «нашенских» мотоциклах, да ещё так далеко…), не чаяли уж пересечься. Ночевали у Сашиных знакомых, а именно у Александра Машира, где присутствовал и приехавший из Европы вместе с Сашей Евгений Захаров из новосибирского автомотоклуба «Сибирь». Был устроен маленький междусобойчик с распитием пива и обстоятельными разговорами. Евгений расспрашивал, куда и как я ездил, а когда узнал, что Семинский перевал не пересекал, к Телецкому озеру подъехал не с юга, ледников не видел, у подножия Белухи не был, то вынес вердикт, что Горного Алтая я не видел, а пошёл по пути наименьшего сопротивления, «как все эти туристы». Я оппонировал тем, что и не ставил задачу залезать так далеко, и физическое состояние не позволяло особо шустрить. Да и не последний раз я там… Договорились, что в следующий раз я возьму в проводники его и увижу все красоты Горного Алтая!
Саша поведала мне печальную повесть о судьбе её «Ласточки». Почти перед самым выездом её украли с охраняемой стоянки (до того два сезона (!) простояла под окнами общежития), и, на следующий день, два восемнадцатилетних пацана в лобовую вышли в «КАМАЗ» на скорости 100 км/ч (крали мотоцикл другие…). Итог плачевен – два трупа, с «Ласточки» брать нечего… Её доводке до идеального состояния была посвящена вся зима… Могу себе представить Сашино состояние… Хотя нет, не могу… У меня такого не было… Тут как раз Евгений гнал домой купленную в Европе «Африку Твин» и взял Сашу с собой. В Вологодской области ей один уникальный человек (его имя мне неизвестно, знаю только прозвище –«Борода») отдал свою двухлетнюю «Планету-5» «покататься», с одним лишь условием – вернуть обратно! О состоянии техники по возвращении речь не велась… Интересно, есть ли среди читающих эту статью хоть один человек, способный на подобный подвиг? Дать свой, пусть и отечественный, но почти новый мотоцикл доехать до Магадана и обратно! Таким людям памятники при жизни ставить надо! И чтобы подольше этот памятник лицезрел…
Сфотографировались перед тем, как разъехаться, Саша – на штурм БАМа, я – домой. Бывают же такие странные люди, которым не сидится на месте! Сам такой…
Бензин на трассе – это отдельная тема.
Разница в ценах удивляет, а качество, нередко, оставляет желать лучшего. Причём, что печально, большая цена не обязательно означает пристойное качество… Самый дорогой бензин А-76 (как, впрочем, и на все остальные марки) я обнаружил, само-собой, в Москве, в Тольятти, в Татарстане, в Новосибирске, Горном Алтае и … родном Великом Новгороде, т. е. 13 руб./литр (цены на июнь 2005 года). Причём, незадолго до Тольятти, отметил самые низкие цены вообще – 9,5 руб./литр. Ради интереса заправился, бензин оказался не ахти, но в пределах трассовой нормы. Где они украли столько топлива, не знаю, но это их дело. Лучший по качеству бензин оказался в Татарстане, он почти соответствовал алтайскому 92-му… В Горном Алтае меня поразил перекос цен между дизтопливом (меня это не касалось, но интересно же…) и бензином. Обычно везде солярка несколько дороже 76-го бензина, иногда наоборот. Здесь же 76-й стоил 13 рублей, 92-й – 15,5, а дизтопливо – 15 рублей! Каково там ездить на «КАМАЗах» и т. д., сложно представить.
Родная милиция, а именно та её часть, что зовётся ГИБДД (ГАИ звучало лучше), особо не докучала. По дороге туда остановили вообще всего три раза и, после проверки документов (перед дальней дорогой оформил всё, во избежание…), желали доброго пути. На обратном пути останавливали намного чаще, большей частью в Новосибирской области, там же два раза выписали штраф по 50 рублей за совершенно мизерные нарушения. Интересно, они всерьёз думали, что, штрафуя человека за 4000 км от дома, они смогут проследить, заплатил он штраф или нет? Если бы наказали за дело, я бы, наверное (интересное уточнение…), заплатил, сумма небольшая. А в данном случае, решил проверить, придут ли ко мне судебные приставы с грозным постановлением на руках. Похоже, уже не придут… Нехорошо, конечно, нарушать законы, хотя бы и так, но со стороны власти была явная несправедливость…
При проезде Омска, Тюмени, Екатеринбурга ничего интересного не случилось, если не считать дождей (при 15 градусах довольно неприятно) и «потрясающих» дорог. Незадолго до Перми, в Кукуштане, повернул налево, на Чайковский. Несложно догадаться, что без Сашиной подсказки опять не обошлось. Дорога – песня! Хоть и узкий, но ровный асфальт, знаками «неровная дорога» обозначены совершенно незаметные после трассы Екатеринбург – Пермь неровности. Шпарил 100-110 км/ч, правда отсутствие обтекателя на этой скорости уже неприятно, но что поделаешь… Спешил успеть до темна в мотоклуб в Чайковском, поэтому и разогнался до некомфортной на «ИЖе» скорости. На одном из мокрых поворотов задняя, уже почти лысая, резина соскользнула и … Не ждите ещё одного душераздирающего рассказа об очередном падении, мотоцикл я «отловил». Ну, очень не хотелось больше падать, это больно и негигиенично.
Кстати, о покрышках: очень разочаровала тайваньская «KingsTire», которую за год до того купил на переднее колесо, но «обкатать» довелось лишь сейчас. То, что она за 10 тысяч км пробега износилась «ступеньками» и издавала при этом довольно громкое гудение, в общем-то, терпимо, хотя и неприятно. Но то, что она очень посредственно держит дорогу и при резком торможении ижевский дисковый тормоз, не являющийся (мягко говоря) эталоном цепкости, срывает её на юз на сухом чистом асфальте – это не лезет ни в какие ворота и совершенно непростительно. Подумываю о замене её на чешскую «Митас», о которой слышал неплохие отзывы. Задняя К-102 Омского ШЗ честно отходила свои 25 тысяч км и, хоть совсем «лысая», продержалась до приезда домой.
К воротам мотоклуба в Чайковском подъехал в 11 вечера. Само-собой, там никого не было, но, достав листок с Сашиными рекомендациями, я с близлежащей вахты дозвонился до Алексея Катаргина и он тотчас же приехал. Осмотрев мотоклуб и поразившись потрясающей ремонтной базе (на базе «Уралов» строятся невероятного вида и красоты чопперы), я пообщался «за жизнь» с хозяином и улёгся спать прямо в помещении мотоклуба, благо было предложено. Утром отдал ключи на вахту техникума, на площадях которого и располагается клуб (Алексей работал и не смог проводить), и поехал дальше, на родину моей «Планеты» – Ижевск.
Там попытался найти ИЖМАШ, но нарисованная Алексеем схема не помогла, и я заблудился. На перекрёстке меня окликнул водитель вазовской «десятки» и поинтересовался, куда путь держу. Узнав, что нужен ИЖМАШ, он с энтузиазмом проводил меня туда и только потом спросил, зачем. Меня интересовали заводские, не «левые» запчасти. Тут он сказал, что мы не туда приехали, и повёл «на одну базу, где есть всё». Я сфотографировал свою «Планету» на фоне стен, из которых она выехала в далёком 1973 году, и последовал за неожиданным проводником. Тот привёл меня на фирму «Мото Мир», где действительно есть всё (а чего нет, скоро будет…) и уехал по своим делам. На фирме один из менеджеров проникся симпатией ко мне и моему вояжу, и в качестве спонсорской помощи подарил заводской поршень с кольцами (царский подарок, у нас такого просто нет) и два круглых зеркала, которые почти не «дрожат» во время движения и намного крепче того, что было куплено Гансом для меня в Стерлитамаке (там просто других не было…).
Дальнейший путь был спокойным и без происшествий, только где-то на просторах Татарстана меня покинула задняя часть одного из глушителей (старого образца, из двух частей) о чём меня оповестил более басовитый звук при остановке на очередной заправке. Момент потери я пропустил, и возвращаться для поисков не стал, слишком далеко уехал.
Поразило отсутствие объездной дороги вокруг Нижнего Новгорода. Такой солидный город, а в этом вопросе сродни Вышнему Волочку…
Когда подъезжал к Москве, на меня нахлынули довольно интересные ощущения. Когда я ездил только по родной области, то дома себя чувствовал, когда проезжал пост ГАИ недалеко от Красных Станков, где начинается объездная вокруг Новгорода. Потом этот рубеж отодвинулся до границы Новгородской области. Теперь же, после такого пути, проезжая по забитой машинами МКАД я чувствовал, что начались родные до боли места! Интересно, наверное, при возвращении, например, из Австралии, родным будет уже Владивосток…
Последняя ночёвка была в Сенеже, рядом с Солнечногорском, у Андрея по прозвищу Дизель. В своё время он первым в округе купил праворульную «японку», причём дизельную и искренне ею восторгался (было чем). За то, наверное, и прозвали. У него уникальный в своём роде «Урал» - одиночка с багажными кофрами, сделанными из … ураловских боковых прицепов. Весит это всё соответственно, но и «Урал» далеко не пушинка. А недавно прикупил литровый спортбайк, недорого, по причине «убитой» коробки. Руки у него золотые, сделает!
Напоследок, чтобы жизнь мёдом не казалась, спустило заднее колесо в деревне с поэтическим названием Новая Болотница, что перед самыми Крестцами. Когда разбортировал колесо, обнаружил, что камера не проколота. У неё, просто-напросто, вылетел некачественно завулканизированный корпус золотника. Вспомнил, чьего производства камера. Петрошина… А в 98-м году у меня на ходу взорвалась покрышка производства Петрошины же… Как вы думаете, прибавилось ли у меня любви к продукции этого предприятия?
В общем-то, эта авантюрная поездка закончилась вполне благополучно. Я понял, что теперь в состоянии съездить куда угодно, проблемы, обычно, в подобных случаях больше психологические, чем реальные. Термин «железная задница» прочувствован пятой точкой исключительно полно. А, при всей красоте дальних мест, дома, всё же лучше…
Мотоцикл не подвёл ни разу…
Огромное спасибо хочу передать Саше Тепляковой за всемерную помощь и Борису Королеву (у него есть сайт, посвящённый мототуризму, на www.mototravels.ru) за вовремя данные в долг недостающие деньги и «счастливые» 10 долларов, у носящего которые денег обязательно хватит до конца поездки. Мне хватило!

26 августа 2005 г.
Сергей Кудряшов
Великий Новгород
Ответить