А все-таки не авантюра или «путевка в Сибирь»

Ответить
admin
Сообщения: 741
Зарегистрирован: 21 фев 2011, 18:14

А все-таки не авантюра или «путевка в Сибирь»

Сообщение admin »

Краткий "отчет" о походе летом 2003 года.

Ну вот наконец-то лето, наконец-то сдана сессия, наконец-то готов и проверен мотоцикл, ну вот наконец-то…. Правда с погодой что-то не то (ну уж совсем не летняя), но это мелочи. Впереди Дорога.
Итак, все готово. Можно ехать, хотя дожди так и не прекратились. Может быть, хоть там, на Востоке их нет! Не первый раз уезжаю из дома, но каждый раз волнуюсь – Трасса есть Трасса. Очень часто приходится рассчитывать только на себя. Но самое тяжелое (ожидание) позади. Привязываю вещи, завожу и грею мотоцикл, а руки все еще дрожат - неужели все-таки еду. Что ждет впереди – не известно даже черту.
700 км до Москвы знаю уже как свои 5 пальцев. Дорога как обычно разбита (стыдно, ведь между столицами!). Не доезжая Валдая, начался дождик (маленький дождик очень быстро перешедший в ливень). Остановиться, чтобы одеть дождевик не успела, а потом уже все равно, сколько воды их кроссовок выливать.
Ну, вот и Москва, теплая ночевка у сестры, возможность высушиться и согреться. Следующий день пришлось посвятить покупке запчастей, т.к. в Москве можно найти почти все, а вот на Востоке – неизвестно. Ночь пролетела, как одно мгновение, и вот уже утро – пора ехать дальше. Хочется быстрее прорваться за Урал, т.к. там начинается новая (для меня) Трасса. С 2000 г. (поездка на Байкал автостопом) уже многое забылось, да и по Сибири ехала тогда на электричках.
Едется легко, Трасса знакома (в прошлом году ездила на Урал). Но опять неприятности – только что поставленный новый распорный болт выпал и потерялся, да еще вдобавок весной заваренный багажник опять начал ломаться. Открученные гайки, выпавшие и потерявшиеся болты, лопнувшие крепежи и др.– это болезнь всех мотоциклов (говорят даже у «Харлеев» по нашим дорогам все раскручивается и ломается), но эти «поломки» в дороге чинятся легко – подматывается проволочкой, подвязывается веревочкой или едешь и надеешься, что окончательно не отвалится пока ты доберешься до какой-нибудь рембазы. Такой рембазой стал (абсолютно случайно) байк-клуб (а точнее два бокса детской школы творчества) г. Чайковский Пермской обл.. Почему случайно? А потому что абсолютно случайно я попала в этот город (решила сократить дорогу), абсолютно случайно остановилась на въезде в город (просто так, подумать куда ехать дальше), абсолютно случайно мимо проезжал байкер из этого клуба, абсолютно случайно, пока мы с ним разговаривали, грянул гром и начался дождь, абсолютно случайно…. В общем, починиться мне удалось, а вот поспать, к сожалению, нет – всю ночь пили пиво и разговаривали под шум дождя. Наутро, постившись с ребятами, опять сажусь за руль и в путь.

Изображение

Начинается Урал. Здесь все другое – земля, вода, воздух, люди. Даже погода стала налаживаться и от вчерашнего ливня осталась только свежесть в воздухе, да мокрые обочины. Не успела оглянуться, как началась Свердловская обл. с ее «отличными» дорогами – такое ощущение, что бетонку поели муравьи. Хорошо, что иногда (перед самыми большими ямами) предусмотрительно стоят знаки «неровная дорога». Столица Урала (Екатеринбург) встретила меня как всегда – отличной погодой и любопытными гаишниками. Последние облазили и изучили весь мотоцикл, откуда, куда и зачем еду и т.д.. В конце концов отпустили, так и не поверив, что у меня просто каникулы и я отдыхаю. Поплутав кругами по Екатеринбургу, я все-таки отыскала «пятак», где каждый вечер собираются байкеры. Я с ними познакомилась всего лишь в прошлом году, а встретили меня как старого друга. Недаром на Урале даже крысы печеньем «угощают» (оставила мотоцикл в гараже у «главного байкера Урала», а на следующее утро на рюкзаке лежала аккуратная кучка крекера, заботливо притащенного грызунами из другого гаража).
На следующий день весь мотоклуб «Урал» «ехал на природу». Мне тоже хотелось отдохнуть (все таки 4 дня дороги позади и 3000 км), погреться на солнышке (это первые жаркие дни за все это лето) да и просто пообщаться с хорошими людьми. Второй раз приезжаю в Екатеринбург и второй раз еду в колонне по этому замечательному, но запутанному городу. Возглавил колонну Яша на «Днепре» военных времен с надписью на коляске «На Берлин». Когда Яша доедет до Берлина никому не известно (даже ему самому), но едет он «На Берлин» уже не первый год. Такой колонной мы приехали на старый, давно затопленный, карьер около г. Асбест. Такая передышка в походе просто необходима, т.к. после 3000 – 4000 км накапливается мелкий ремонт мотоцикла, да и просто нужен отдых. Итак, день передышки и опять - в путь. Впереди самое интересное и неизвестное. Провожали меня долгим гудением из всех клаксонов, а я отвечала тонким попискиванием своего.
Выехала уже под вечер, поэтому на ночевку встала совсем не далеко – 150 км. Но это даже лучше, т.к. около Тюмени сплошные болота и сложно найти место для ночевки. Горы закончились и началась равнина (хотя около Екатеринбурга тоже горы довольно абстрактные). Но вместе с Уралом закончился и лес. Пришлось ночевать в посадках с большим (огромным) количеством мошки и слепней. От этой напасти ничего не помогает, а из-за жары они очень обозлились и накидывались на все живое и неживое. Одно спасение – палатка. Весь следующий день провела за рулем. Останавливаться можно только по острой необходимости, т.к. летучие кровопийцы в Тюменской и Омской областях просто безумствуют. Вдоль дороги толи поля, толи болота, а скорее и то и другое одновременно. Около г. Ишим встретила КаМаз из Ижевска, везущий мотозапчасти в Барнаул. Водители не поверили, что на Иже можно куда-то ехать и посмеявшись надо мной обещали на обратном пути меня забрать, т.к. мотоцикл скоро развалится. Может на обычных Ижах и нельзя ездить, но «Ласточка» меня еще не подводила. Ей тоже скучно стоять в гараже когда вокруг столько интересного. Удивительно, но в Сибири отличные дороги (наверное, очень мало машин), и очень дорогой бензин (особенно в Тюменской обл. ведь там его добывают!). Между Омском и Новосибирском 600 км прямой. Вокруг заболоченные поля, огромное количество птиц, абсолютно не пуганных. Они даже ничего не боятся и порой не уступают дорогу – тебе надо, ты и объезжай. Один воробей за это поплатился («Птичку жалко!») – я не успела увернуться и он врезался в мою руку (Больно!!!). Добраться до Новосиба без приключений не получилось. Уж не знаю как, но отличной дороге я умудрилась поймать «шпиона» (гвоздь). Никогда раньше (а прошагала я уже довольно много) этой проблемы у меня не было (даже насос вожу с собой велосипедный, т.к. он меньше места занимает). Делать нечего – надо колесо заклеивать. Накачивать колесо своим насосом мне, естественно, очень не хотелось. У остановившейся недалеко машины был вместо насоса компрессор и он мне «качнул». Уж сколько атм. было накачено – одному черту известно и через 150 км. Колесо просто взорвалось. Итак, «назад 500, вперед 500», а в дырку кулак пролезает! Вокруг болото с огромным количеством летающих вампиров, обрадовавшихся моей поломке. На небе «хоть бы облачко, хоть бы тучка»… Остановилась мне вторая (!) машина и увидев мою проблему пообещали что-нибудь придумать и уехали. Не прошло и часа, как они вернулись (!) вместе с новой покрышкой (!). Новой она была, правда, довольно относительно (из корда торчали нитки), но это лучше чем ничего. На мои попытки заплатить они сказали только одно: «Передай Питеру привет!» и уехали. «Восток дело тонкое!». Вы когда-нибудь бортировали колеса в бане и причем одной рукой? А мне пришлось (второй рукой я пыталась воевать с летающими кровопийцами). Счастья после постановки колеса на место и привязывания опять всех вещей было не много. Одно радует – на ходу никто не кусает. Если все нормально, то еще успеваю до темноты добраться до Новосиба. Но… как я не пыталась аккуратно ехать не повезло. Торчащими из корда нитками камера все-таки протерлась. Хорошо, что заметила это на заправке, где есть свет. До Новосиба – 100 км, а я опять снимаю колесо. Вокруг собралась местная шпана и все давали «умные» советы как лучше камеру заклеить. Уехала я этой злополучной заправки около 2 часов ночи (не привязывать же палатку к бензоколонке!). При свете фар искать ночевку бесполезно – свороток в лес не видно, да и осталось всего-то 100 км до Новосибирского байк-клуба. Вот уже и огни Новосиба и опять…. Нет все. Больше не могу! За один день (или точнее 300 км) 4 (!) раза перебортировать заднее колесо! Мой многострадальный день закончился около 7 часов утра после ужина (или завтрака) отличным пловом (ребята его просто замечательно готовят). Пока я отсыпалась ребята в «закромах Родины» нашли мне новую (в прямом смысле слова) покрышку и опять просто подарили. Утро у меня началось с … бортирования колеса. Новосибирск – изумительный город с очень чистыми и широкими улицами, приветливыми людьми, всегда готовыми объяснить дорогу, да и вообще прийти на помощь. Даже гаишники отворачивались (!) увидев меня без шлема (я его оставила в клубе). Я в Новосибе уже в 3 раз и в 3 раз любуюсь этим городом. Посреди центральной улицы (Красного проспекта) стоит часовня – географический центр России. На новой резине ехать очень удобно, да и «Ласточка» решила оправдаться. Настроение отличное и я решаю завтра ехать дальше.
Утром, еще раз поплутав по улицам Новосиба, я все-таки нашла Трассу на Кемерово. Дорога до Кемерово пролетела незаметно. Кемерово – ужасно запутанный город не избалованный указателями. Хотя в незнакомых городах ориентируюсь довольно хорошо в Кемерово мне постоянно казалось, что еду в обратную сторону и когда окончательно сбилась с пути, оказалось, что местные жители довольно абстрактно представляют в какой стороне находится Красноярск и вообще как выехать из этого Кемерово хотя бы куда-нибудь. Автопилот меня опять выручил и я отыскала все-таки выезд и даже в нужную сторону. До Красноярска доехать к вечеру не получилось (слишком поздно выехала утром) и ночевала в красивейшей березовой роще. Красноярск. Здесь нет центра и окраин. Рядом с современными многоэтажками – частный сектор с колонками, гуляющими петухами и т.д.. На каждом углу – по фонтану, да еще и пальма рядом растет (что они с пальмами делают зимой осталось для меня загадкой). Подробный осмотр Красноярска оставила на обратную дорогу.

Изображение

И опять «наматываю мили». За Красноярском начинается настоящая тайга. Вдоль дороги – суровый «таежный» лес – ели, кедры…. Дорога – замечательная, но … Про грейдер перед Иркутском я знала (по поездке 2000г.), но надеялась, что единственную (!) трассу (Московский тракт), все-таки покрыли асфальтом. Оказывается, что нет. Грейдер начался довольно неожиданно. Машины могут держать здесь довольно хорошую скорость, а мне на своей «Ласточке» пришлось резко уменьшить крейсерскую скорость. Из-под колес встречных машин летит каменный дождь, а из-за пылевого облака видимость уменьшается почти до нуля. Цивилизация закончилась вместе с асфальтом. Здесь по настоящему чувствуешь, что до Москвы около 5000 км. Редкие деревеньки, отсутствие заправок (уж не говорю про стоянки, кафе и т.д.) и тайга… Остановившись на ночевку заметила, что половина багажника отвалилась окончательно и еще немножко и я ее потеряю. Но зато вокруг столько земляники! Утром привязав отвалившийся ящик сверху на багажник двинулась дальше. Через стекающие с Саян горные речки с очень чистой и холодной водой – деревянные мостики. На одной речке остановилась помыть стекло на шлеме и пока набирала воду ко мне подошел мальчик лет 10: «тут вода грязная, давайте я чистой наберу». Взял бутылку, зашел на середину реки и с чувством выполненного долга отдал ее мне. «Это чистая вода». Мальчик исчез так же неожиданно, как и появился.

Изображение

Перед Иркутском начинается равнина. Наконец-то начался асфальт. Остановившие гаишники поинтересовались: «Ну и как дороги?». Вы бы их вначале построили, а уж потом спрашивали. Решила заехать к двоюродному деду в с. Сосновка, а заодно там заварить багажник, а у него – юбилей…. Пока мы с дедом «разговаривали», братья мои «умыли» «Ласточку». Погода стоит отличная (ни облачка), но я-то знаю, что скоро пойдет дождь (ведь мотоцикл помыли – к дождю!). И точно. Выезжаю 13 июля под мелким моросящим дождем и вскоре «Ласточка» становится опять одного грязного цвета.
Иркутск. Улицы города узкие и не приспособленные к большому движению. Даже купив карту города (чего обычно не делаю, ориентируясь «по солнцу») понять где находишься довольно сложно. Повсюду ощущается дух декабристов. Хотя и предупреждали меня о большой преступности в городе, никаких проблем у меня не было. Даже наоборот, люди с удовольствием объясняли дорогу, рассказывали куда интересно съездить и на что посмотреть. Сразу за Иркутском начинаются горы. Низкие тучи надежно закрепились на вершинах. И вот я карабкаюсь по серпантину вверх. Сложно передать словами те чувства, которые испытываешь в горах. Езда по серпантину хоть и опасна и не позволяет расслабиться, но ничто так не захватывает. Каждой клеточкой тела чувствуешь жизнь в твоем стальном друге, становишься гораздо ближе к бьющемуся в стальной груди мотору, как будто и твое сердце вторит ему, как будто ты и он единое целое. Пожалуй, это связь духа машины, духа Дороги и твоей души особым впечатлением налагается на человеческое восприятие, внутри что-то замирает, наступает мгновение, которому хочется крикнуть: «Остановись!». Но вот опять «летишь по поворотам», не успевая поднять «Ласточку» из одного, кладешь в следующий. Ближе к вершине попадаю в тучи. Езда в туче только добавляет ощущений. Здесь туман и дождь одновременно, что ожидает за следующим поворотом… «сколько чудес за туманами кроется…». Ну вот и батюшка Байкал. Вид открывшийся с вершины горы поистине завораживает. Далеко внизу замерли постройки селения, крутой спуск по серпантину ведет к нему, автомобили виток за витком скользят, словно юркие рыбешки. А где-то на горизонте кобальтовая синева гор, перетекающая в плавный ультрамарин, припудренная белоснежно-кремовой шапкой снегов дышит небывалым величием и исполинской мудростью, серо-голубая гладь озера простирается полированной обтекаемой формой своей и кажется, что смотреть можно до бесконечности до того захватывает дивный мир и страшно сделать шаг, боясь вспугнуть, нарушить чуткую гармонию. Спуск и я в Култуке. Первым делом надо с Байкалом поздороваться. Вода здесь безумно холодная и вкусная, ее можно пить прямо из озера, не кипятя. Дальше Трасса так и идет вдоль озера: справа – горы, слева – «славное море священный Байкал». Налюбоваться на это, по-моему, невозможно никогда.

Изображение

Каждый поворот несет что-то новое, успеть бы разглядеть…. Вдоль дороги продают омуля во всех вариантах: соленый, копченый, свежий – на любой вкус. Чуть ближе к Улан-Уде местные жители продают в огромных количествах клубнику. Меня же угостили просто так (Питер все-таки!). Но вот Трасса отходит от Байкала и идет по долине реки Селенга. Начинаются «дикие степи Забайкалья» и жуткие ветра, сдувающие «Ласточку» с дороги. На каждой остановке ко мне подходили буряты: «А 47 регион это где?». Неужели, в бурятам не попадались мотоциклы из Питера J? В Улан-Уде не получилось найти байкеров, а значит надо торопиться до темноты поставить палатку. Долго я каталась по степи в поисках хотя бы одного дерева, к которому можно привязать палатку. В конце концов, дерево (больше похожее на куст) было найдено, палатка установлена, ужин приготовлен. Можно посидеть и просто полюбоваться закатом над р. Селенга. Ночью прошел небольшой дождик, но это даже к лучшему – пыль прибил. Только бы днем не надоедал. До Читы так и чередуются перевалы и бескрайние степи. Деревья встречается только в горах, да и то зачастую склоны выгоревшие. Лес горит даже вдоль самой дороги и никто на это не обращает внимание. На вершине каждого перевала стоит ступа – буддийский «памятник». По бурятскому обычаю к подножию кидают сигареты, деньги, конфеты и пр., а на дерево рядом завязывается ленточка.

Изображение

На очередном перевале встретила ребят из Питера, едущих автостопом во Владивосток. Т.к. сама раньше путешествовала автостопом, то не могу равнодушно проехать мимо и хотя взять их, естественно, не возможно, но пожелать «Доброй Трассы!» просто необходимо. Да и просто приятно встретить земляков за 7000 км. Ну вот и Чита. Как-то незаметно стали пролетать сотни километров. Чита стоит в долине и со всех сторон окружена сопками. Из-за лесных пожаров над городом весит смог, и ни черта не видать. А так город довольно обычный. На удивление «злые» гаишники: не прощают малейшего нарушения. Чита – последний город, до которого родители разрешили доехать. Здесь заканчивается трасса. Что дальше – неизвестно. Едущие на встречу перегонные иномарки из Владивостока грязные «по уши» (на лобовом стекле дворниками протерта амбразура, а все остальное равномерно покрыто грязью, так что цвет машины не разобрать). Водители же усмехаются: «Доедешь – увидишь». Итак, до дома – 7500 км, до Тихого океана – как минимум 2000 км, а родители говорят: «Поворачивай». Второй раз срывается поездка до Магадана. «Обидно мне, досадно мне – но ладно».

Изображение

Чуть южнее Читы есть святое буддийское место – Алхалай.– это одна из 6 святынь буддизма и единственная, находящаяся в России. Ламы (по «нашему» - «поп») показали дорогу к Храму Ворот и, набрав воды из святого источника, я отправилась в путь. Запомнилась надпись около источника: «Давай пройдемся медленно по лесу и «здравствуй» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться не для того чтоб мять или срывать, а чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать». Красота безумная! По пути встретился шаман (настоящий, в «рясе», с мечом и кинжалом) проводящий обряд «вызывания духа». Звук его барабана еще долго следовал за мной. Странно, но несмотря на ужасную жару, попадаются огромные куски льда под которыми рождаются толи роднички, толи речки. Все камни, попадающиеся на пути выкладывают вдоль тропы (чтобы не мешали тем, кто пойдет следом).

Изображение

Из-под ног выпрыгивают бурундучки. Около Храма Ворот встретила бурят. Придя сюда, они сначала «угощают» Будду, поливают вокруг ступы водкой, оставляют еды, конфеты, сигареты и т.д., потом несколько раз обходят ступу, читая при этом «молитвы», а только потом сами могу выпить. Недалеко от Храма находится «Щель грешника». Это довольно узкая щель между двумя скалами. По легенде, пролезая через эту щель избавляешься от всех грехов. «Но спускаемся вниз с покоренных вершин…». Внизу ламы уже приготовили национальное бурятское блюдо – позы (или по бурятски – бузы) – это такой «большой пельмень» и … предложили … пиво (!). «Какой же байкер без пиво?». Да, христианству еще далеко до буддизма. И вот опять Дорога, бесконечные линии ЛЭП, степи, речки…. Перед Улан-Уде, на очередном «перекуре» на чай подошел ко мне бурят: «Из далеко?». «Да в общем-то нет, домой в Питер возвращаюсь». И началось: что, да где, да как. Заодно, показал мне короткую дорогу до Улан-Уде, дал адрес своей жены, чтобы я не ночевала в диких степях. Может та дорога и получилась короче, но вместо обещанных 15-20 км грунтовки получилось около 60! Выехала на асфальт и думаю: надо бы все-таки спросить, а туда ли еду. Поднимаю руку первой же машине – остановилась (!). И опять: откуда, да куда. «А в Улан-Уде есть где переночевать? Да что людей ночью будить, приезжай ко мне». Темнеет тут быстро. И вот «ночь, темно и не видать низги». Ближний свет перегорел, да и дальний светит плохо. Въезжаю в столицу Бурятии и думаю, к кому ехать? Но долго думать не пришлось: подбегают 3 молодых парня. «Откуда?». «Из Питера, а точнее в Питер». «Все, классно, поехали к нам!». «А вы кто?». Оказалось, это как раз те байкеры, которых я не могла найти по пути туда. От них я узнала, что на Байкале около Култука сегодня начался фестиваль под красивым названием «Байкал-Шаман». Ну что ж, еще не все потеряно, еще успеваю. И вот опять Селенга и … Байкал, серпантин…. Палаточный лагерь виден издалека. И вот я на берегу Байкала. Подхожу к байкерам: «Салют Иркутску!». «Мы не Иркутск, мы Братск!» - сказали они с гордостью. «А я, вообще-то из Питера…». И сразу же меня приняли за «своего». Фестиваль прошел замечательно. Два дня на берегу Байкала, отличная музыка, отличные ребята. Даже приз дали: «за самый дальнобой!». Со слета уезжали на 4 мотоциклах (вместе с «братскими» байкерами) и 400 км ехали вместе. В колонне ехать хорошо, но в одиночку – лучше! Не надо постоянно на кого-то оглядываться, едешь как хочешь и как можешь. Всю дорогу ребята считали: 600 км до дома, 500, 400,…. А мне – 6000! От Тулуна они уходили на север, а мне все на запад, на запад, на запад. Вот и грунтовка с деревянными мостиками…. Выехав на асфальт – стала засыпать и приснился мне сон, что впереди огромная яма, «тормози!..». «Конец простой, хоть не обидный, но досадный…» - я на земле, «Ласточка» уехала куда-то вперед…. Обидно, что никакой ямы не было и в помине. Не, спать за рулем не хорошо! И вот подъезжаю к Красноярску, а меня уже встречают. «Ты как здесь оказался?… Стреляли….». В Сибири существует АМС (Ассоциация Мотоциклистов Сибири) и они меня «передавали из рук в руки». Весь следующий день я каталась по Красноярску и его окрестностям. Пальмы, фонтаны, летние кафе…. Заповедник Красноярские Столбы – удивительное место. Прямо из гор «растут» скалы. На самые маленькие может залезть даже ребенок, а вот на большие – не каждый альпинист.

Изображение

Из Красноярска двигаюсь на Томск, а там меня опять встречают (АМС). Город «на высоком берегу Томи» с очень отзывчивыми и приятными людьми. Город мне показался очень маленьким: половину занимает Томский Политехнический Университет.
Погода опять испортилась и я выдвигаюсь дальше на запад. В Новосибирск приехала промокшая и замерзшая. Надо сушиться, а тут как раз байкфестиваль. И вот еду в колонне по главным улицам города. Фестиваль проходил на Обском море (водохранилище на реке Обь). Красивейшее место, отличная компания – что еще нужно чтобы отдохнуть! Это последний «перекур» перед домом. Хоть и ехать еще около 5000 км, а кажется, что уже почти дома.

Изображение

Между Новосибирском и Омском встретила «старых» знакомых на Камазе с мотозапчастями. Они уже 3 рейса сделали в Барнаул и возвращались домой. «Неужели еще не развалился?» На прощанье водители дали мне все необходимые запчасти (ЕДИНСТВЕННЫЕ спонсоры, которые ПОВЕРИЛИ, что ЭТО НЕ АВАНТЮРА!). Дорога домой пролетает незаметно. Екатеринбург, Пермь, Казань, Москва… поворот к дому….
Итак, 8 августа 2003 года, мы с Ласточкой вернулись домой, еще раз доказав, что ЭТО НЕ АВАНТЮРА!
Ответить