Центрование коленчатых валов. Как это делать?
Центрование коленчатых валов. Как это делать?
Соосность, цапф коленчатого вала (и коренной шейки в трехопорных валах) — обязательное условие нормальной работы двигателя. Чем больше их несоосность, тем сильнее вибрация двигателя, выше механические потери и меньше срок службы коренных подшипников коленчатого вала (внутренние их кольца перекашиваются и защемляют шарики или ролики). Иногда страдают даже посадочные гнезда в картере. Коленчатые валы отечественных мотоциклов (кроме «Днепра»), а также «Явы» и «Паннонии» выполнены составными (рис. 1). Их цапфы и шейки (пальцы) соединены со щеками (маховиками) посредством прессовой посадки — диаметр отверстия при этом меньше диаметра пальца или цапфы. В коленчатых валах двухцилиндровых ижевских двигателей мотоциклов ИЖ Юпитер, ИЖ Юпитер 2 цапфы после сборки приварены к щекам.
Чтобы обеспечить соосность (в пределах до 0,01 мм), на заводе цапфы шлифуют уже на собранном коленчатом валу. Вследствие этого наружная (шлифуемая) часть цапфы становится эксцентричной по отношению к запрессованному концу; при ремонте вала замена цапфы без последующей шлифовки невозможна.
Необходимость проверить соосность коленчатого вала возникает обычно после его ремонта, разборки двигателя без соответствующих приспособлений (исключающих деформацию вала) и в других подобных случаях.
Ремонт коленчатого вала, связанный с заменой шатунных подшипников, предусмотрен только на мотоциклах «Ява». Для них завод выпускает специальный комплект: шатун в сборе с роликовым подшипником и пальцем. Методика этой работы подробно изложена в книге «Ремонт мотоциклов «Ява» (А. К. Михеев и Б. В. Синельников, «Машиностроение», 1971).
Соосность цапф (и коренной средней шейки) вала определяют по биению их посадочных поверхностей при вращении вала в поверочных центрах или центрах токарного станка (рис. 2). Величину биения — она- вдвое больше величины несоосности — измеряют закрепленным на стойке индикатором часового типа с ценой деления 0,002—0,01 мм.
В домашних условиях, при отсутствии таких центров соосность вала с достаточной точностью можно определить на ровной поверхности стола или стекла. На цапфы надевают коренные подшипники так, как они располагаются в двигателе. Если внутренние кольца их садятся со значительным натягом (например, у мотоциклов Ява ), лучше воспользоваться другими, технологическими подшипниками, даже изношенными, внутреннее отверстие которых шлифуют (хотя бы шкуркой) для более легкой их установки. В противном случае можно повредить вал при монтаже и снятии подшипников.
Далее кладут вал на М-образные подставки, деревянные или металлические, устойчиво закрепленные на столе (рис. 3). К концам вала подводят индикаторы (в крайнем случае можно работать одним) и, вращая вал, определяют на одинаковом расстоянии от подшипников наивысшие и низшие точки цапф, отмечая их соответственно знаками « » и « — ».
Поворачивают вал так, чтобы ось шатунного пальца располагалась горизонтально в одной плоскости с цапфами. Наивысшие (или низшие) точки должны находиться при этом примерно в одной плоскости. Если это условие нарушено, значит, щеки развернуты одна относительно другой на шатунном пальце (рис. 4). Ударами молотка по выступающей щеке поворачивают ее в сторону другой щеки до совмещения их в одной плоскости. Добившись этого, вновь определяют места наибольших отклонений цапф и ставят вал так, чтобы шатунный палец находился вверху. Если при этом обе точки « » окажутся вверху (рис. 5), щеки нужно сжать с противоположной пальцу стороны молотком или струбциной, а если внизу (рис. 6), — наоборот, раздвинуть щеки рычагом. Постепенно меняя их положение, добиваются минимального биения цапф. Допустимой считается величина до 0,03 мм.
Иногда места наибольших отклонений цапф располагаются по обе стороны от оси вала. Это значит, что цапфы отстоят на разных расстояниях от шатунного пальца. Биение, вызываемое этим обстоятельством, устранить правной вала невозможно. Если оно превышает 0,05 мм, вал следует заменить.
Чтобы обеспечить соосность (в пределах до 0,01 мм), на заводе цапфы шлифуют уже на собранном коленчатом валу. Вследствие этого наружная (шлифуемая) часть цапфы становится эксцентричной по отношению к запрессованному концу; при ремонте вала замена цапфы без последующей шлифовки невозможна.
Необходимость проверить соосность коленчатого вала возникает обычно после его ремонта, разборки двигателя без соответствующих приспособлений (исключающих деформацию вала) и в других подобных случаях.
Ремонт коленчатого вала, связанный с заменой шатунных подшипников, предусмотрен только на мотоциклах «Ява». Для них завод выпускает специальный комплект: шатун в сборе с роликовым подшипником и пальцем. Методика этой работы подробно изложена в книге «Ремонт мотоциклов «Ява» (А. К. Михеев и Б. В. Синельников, «Машиностроение», 1971).
Соосность цапф (и коренной средней шейки) вала определяют по биению их посадочных поверхностей при вращении вала в поверочных центрах или центрах токарного станка (рис. 2). Величину биения — она- вдвое больше величины несоосности — измеряют закрепленным на стойке индикатором часового типа с ценой деления 0,002—0,01 мм.
В домашних условиях, при отсутствии таких центров соосность вала с достаточной точностью можно определить на ровной поверхности стола или стекла. На цапфы надевают коренные подшипники так, как они располагаются в двигателе. Если внутренние кольца их садятся со значительным натягом (например, у мотоциклов Ява ), лучше воспользоваться другими, технологическими подшипниками, даже изношенными, внутреннее отверстие которых шлифуют (хотя бы шкуркой) для более легкой их установки. В противном случае можно повредить вал при монтаже и снятии подшипников.
Далее кладут вал на М-образные подставки, деревянные или металлические, устойчиво закрепленные на столе (рис. 3). К концам вала подводят индикаторы (в крайнем случае можно работать одним) и, вращая вал, определяют на одинаковом расстоянии от подшипников наивысшие и низшие точки цапф, отмечая их соответственно знаками « » и « — ».
Поворачивают вал так, чтобы ось шатунного пальца располагалась горизонтально в одной плоскости с цапфами. Наивысшие (или низшие) точки должны находиться при этом примерно в одной плоскости. Если это условие нарушено, значит, щеки развернуты одна относительно другой на шатунном пальце (рис. 4). Ударами молотка по выступающей щеке поворачивают ее в сторону другой щеки до совмещения их в одной плоскости. Добившись этого, вновь определяют места наибольших отклонений цапф и ставят вал так, чтобы шатунный палец находился вверху. Если при этом обе точки « » окажутся вверху (рис. 5), щеки нужно сжать с противоположной пальцу стороны молотком или струбциной, а если внизу (рис. 6), — наоборот, раздвинуть щеки рычагом. Постепенно меняя их положение, добиваются минимального биения цапф. Допустимой считается величина до 0,03 мм.
Иногда места наибольших отклонений цапф располагаются по обе стороны от оси вала. Это значит, что цапфы отстоят на разных расстояниях от шатунного пальца. Биение, вызываемое этим обстоятельством, устранить правной вала невозможно. Если оно превышает 0,05 мм, вал следует заменить.
- Vasiliy-vod_Jupiter
- Сообщения: 1037
- Зарегистрирован: 12 фев 2011, 09:00
- Откуда: Новоузенск, Саратовская обл.
Re: Центрование коленчатых валов. Как это делать?
В принципе, автор молодец. Изложил всё понятным и популярным языком. Благодаря этой статье наверняка кто-то решится впервые выполнить эту непростую операцию. Центрировать коленвал в М-образных подставках сложнее и менее точно, чем в центрах, но возможно. Но я считаю, что эту операцию лучше выполнять вообще без коренных подшипников, устанавливая коленвал непосредственно коренными шейками в подставки, для лёгкости вращения можно немного смазать.
Re: Центрование коленчатых валов. Как это делать?
Автору статейки респект! Хорошо описал процесс центровки, главное доступно! Если не получиться договориться с токарем, оцентровке моего КВ буду сам пробовать, по этой статье! На счет подшипников я полностью согласен с товарищем Vasiliy-vod_Jupiter лучше без них, поверхность смазав маслом!
[url=http://forum-lines.ru/][img]http://forum-lines.ru/rez/ab248392.gif[/img][/url]
ИЖ П 65 г.в ИЖ П-4к 87 г.в ИЖ Ю-5к 90 г.в ММВЗ 6v vs 12v самосбор 78 г.в. восстает из пепла!
ИЖ П 65 г.в ИЖ П-4к 87 г.в ИЖ Ю-5к 90 г.в ММВЗ 6v vs 12v самосбор 78 г.в. восстает из пепла!
-
- Победивший зиму
- Сообщения: 8769
- Зарегистрирован: 12 июн 2007, 08:00
- Откуда: Украина, Запорожье
- Контактная информация:
Re: Центрование коленчатых валов. Как это делать?
Поддерживаю.
ИЖ-Ю-2К, двигатель Ю-4, Ю2, Ю5.
Женился, 13 мая 2011 родилась дочь :)
Женился, 13 мая 2011 родилась дочь :)
Re: Центрование коленчатых валов. Как это делать?
Это неверно, центровать надо на призмах, это быстрее, лучше.Ремонтируя старый вал мы имеем почти всегда убитые центра.В центрах порой невозможно выпрямить скутерный вал.Коленвал ЯВА ставить в центра то еще занятие, особенно раз 30 подряд.Плюс невероятно но факт, центра бывают кривые и можно править вал до бесконечности.Vasiliy-vod_Jupiter писал(а):Центрировать коленвал в М-образных подставках сложнее и менее точно, чем в центрах, но возможно.
Сварка металлов с последующей финишной декоративной обработкой, перепрессовка, центровка коленчатых валов 2-Т.Художественное литье из бронзы.
Re: Центрование коленчатых валов. Как это делать?
Полезная статья, жаль раньше не было, только недавно приобрел коленвал!
Re: Центрование коленчатых валов. Как это делать?
Хорошая статья.
ИЖ Планета 4, доработанная,
Honda X11
Honda X11
- Vasiliy-vod_Jupiter
- Сообщения: 1037
- Зарегистрирован: 12 фев 2011, 09:00
- Откуда: Новоузенск, Саратовская обл.
Re: Центрование коленчатых валов. Как это делать?
Если центровые отверстия убитые, то их можно аккуратно зачистить (в особенности, если они имеют "защитную" фаску). При обработке на заводе коленвал базируется именно по центровым отверстиям, поэтому "от этой печки" и лучше "плясать". А если почему-либо ими нельзя воспользоваться - тогда ничего другого не остаётся...nemmishka писал(а):Это неверно, центровать надо на призмах, это быстрее, лучше.Ремонтируя старый вал мы имеем почти всегда убитые центра.В центрах порой невозможно выпрямить скутерный вал.Коленвал ЯВА ставить в центра то еще занятие, особенно раз 30 подряд.Плюс невероятно но факт, центра бывают кривые и можно править вал до бесконечности.Vasiliy-vod_Jupiter писал(а):Центрировать коленвал в М-образных подставках сложнее и менее точно, чем в центрах, но возможно.
Re: Центрование коленчатых валов. Как это делать?
Нет уж, плясать лучше от того, как коленвал установлен на двигателе. По настоящему надо в двухопорном коленвале один подшипник сделать неподвижным, а выставлять в ноль другой. По наруже и по торцу.
В трехопорном, типа Ява - центральный неподвижный, а крайние доводить до минимально-возможного биения. В картере ведь именно такая ситуация.
В данной статье речь идет о том, как можно сделать в условиях, приближенных к гаражным.
В статье из книги Михеева - как сделать в заводских условиях при наличии идеального коленвала. В жизни все сложнее, иногда центровочные отверстия убитые, иногда цапфы гнутые или провернутые-сдвинутые. Самое важное не указано в статье - перед распрессовкой надо поставить коленвал в центра либо приспособление из статьи и проверить исходное биение. Если оно изначально выше чем допустимо, распустите этот вал на гантели. Практика показывает, что из плохого "донора" не получится хороший коленвал, только зазря потратите время и запчасти.
В трехопорном, типа Ява - центральный неподвижный, а крайние доводить до минимально-возможного биения. В картере ведь именно такая ситуация.
В данной статье речь идет о том, как можно сделать в условиях, приближенных к гаражным.
В статье из книги Михеева - как сделать в заводских условиях при наличии идеального коленвала. В жизни все сложнее, иногда центровочные отверстия убитые, иногда цапфы гнутые или провернутые-сдвинутые. Самое важное не указано в статье - перед распрессовкой надо поставить коленвал в центра либо приспособление из статьи и проверить исходное биение. Если оно изначально выше чем допустимо, распустите этот вал на гантели. Практика показывает, что из плохого "донора" не получится хороший коленвал, только зазря потратите время и запчасти.
Делайте хорошо - плохо само получится.
Re: Центрование коленчатых валов. Как это делать?
Примерно по такому принципу сделал себе центра для вала ПС. Только подшипники там не предусмотрены. Одна полуось зажималась почти замертво, давая проворачиваться валу с усилием. Вторая полуось слегка прижимась через полусферический грибок.По настоящему надо в двухопорном коленвале один подшипник сделать неподвижным, а выставлять в ноль другой. По наруже и по торцу.