Пришла осень, двигатель явно мерз....В период межсезонья 2005-2206г., я решил устранить этот недостаток, и установил термостат от ВАЗ-2101 в систему охлаждения двигателя ИЖ-Юнкер
Подробности об установке от ВАЗ-2101
в систему охлаждения двигателя ИЖ-Юнкер.
Тосол, поступающий в двигатель был слишком холодный... Пришлось прибегнуть к автолюбительскому опыту - закрыл половинку радиатора картонкой и время от времени контролировал температуру входных патрубков рукой. Температура была примерно от 60 до 80 градусов. Нормально.
Но пришла пора заканчивать с этим безобразием.
Зимой 2005-2006 года я внедрил термостат от ВАЗ 2101 в систему охлаждения двигателя.
Итак, что же представляет собой схема жидкостного охлаждения двигателя ИЖ-Ю5Сб 1-08.20.
Пусть заводская инструкция скажет сама за себя.
5.1.4 Система жидкостного охлаждения
Система жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости (рис. 9)
включает в себя:
— радиатор;
— вентилятор;
— термостат;
— термореле включения вентилятора;
— термодатчик включения лампы ПЕРЕГРЕВ;
— водяной насос;
— расширительный бачок.
Охлаждающая жидкость (ОЖ) в соответствии с табл. 2.
Допускается кратковременное применение воды, исключая ее замерзание.
Использование воды в качестве охлаждающей жидкости ведет к преждевременному износу деталей водяного насоса.
Система охлаждения работает в автономном режиме, поддерживая температуру ОЖ от 80 до 90 °С.
При прогревании холодного двигателя клапан термостата закрыт и ОЖ циркулирует в системе охлаждения через небольшое отверстие в коллекторе. При нагревании ОЖ до 80 °С открывается термостат.
Вентилятор включается при температуре ОЖ 92 °С и выключается, при 87 °С. При нагреве двигателя от 98 до 104 °С термодатчик включает лампу ПЕРЕГРЕВ на панели приборов, ОЖ заливается в горловину радиатора до уровня верхней трубки (заправочная емкость в соответствии с табл. 2). Слив ОЖ производится через сливные отверстия при снятой пробке радиатора.
ВНИМАНИЕ! Будьте осторожны в обращении с охлаждающей жидкостью ТОСОЛ, не допускайте попадания на тело и в глаза, возможны ожоги
Примененная система является одноконтурной. Достоинство здесь лишь одно – простота. Жидкость бегает по кругу, термостат здесь скорее для "приличия". Пока тосол холодный, жидкость просачивается через небольшое дренажное отверстие. Когда температура достигает 80 С, термостат открывается полностью, и жидкость циркулирует почти без сопротивления.
Вот таким образом
Все хорошо, пока на улице жара. Как только похолодает – эта система проявляет себя не с лучшей стороны. Причем, весьма коварно. Тосол на выходе из двигателя по прежнему горячий, термостат открыт. А на входе в блок цилиндров, тосол поступает очень и очень холодный.
Эффективности радиатора хватает, чтобы охладить жидкость до температуры окружающего воздуха. И, в результате, холодный поток обрушивается на цилиндры, и особенно на головки цилиндров. В результате, свечи не прокаляются, обрастают нагаром и перестают нормально работать. Холодный двигатель не тянет, расход топлива возрастает, увеличивается износ цилиндро-поршневой группы, на стенках образуется обильный нагар. В общем не езда а маета одна. Только картонка на радиаторе и помогает. Ограничивает поток воздуха, и таким образом не дает тосолу переохлаждаться. Но подобная "регулировка" слишком ненадежна. Трудно поймать нужную температуру.
В попытках решить эту проблему, я пытался улучшить характеристики заводской схемы, но ничего хорошего в голову не приходило. Самое простое решение, было бы использовать обыкновенный шаровый водопроводный кран. Установив его, можно или ограничивать количество тосола, или, к примеру, подмешивать горячую или холодную жидкость через тройник. Но в данном случае есть одна реальная опасность - не уследишь за температурой, и двигатель схватит клина, превратившись в кипящий и брызгающий паром "самовар". Невозможно ведь все время контролировать температуру патрубка на ощупь. Когда-то нужно и "рулить" .
Поэтому, когда в гараже мне попался на глаза термостат от ВАЗ-2101, я для себя все решил. Буду устанавливать его на двигатель мотоцикла и строить систему охлаждения, по аналогии с автомобильной. Недостатки (дополнительные шланги и обвес), нивелируются перед возможностью иметь стабильный температурный режим в любых условиях. А для меня это важно, как любителя ездить далеко и долго.
Итак, что же представляет собой двухконтурная система охлаждения.
Система состоит из малого и большого контура.
Малый контур (как показано на рисунке), замыкается, минуя радиатор. Пока тосол холодный – двигатель только что запущен, - термостат недает притока жидкости от радиатора, и тосол быстро нагревается, циркулируя в малом объеме и по малому кругу.
По мере разогрева, около 80 С – клапан термостата начинает открываться, пропуская охлажденный тосол и смешивая его с горячим. Когда температура становится выше 80 С – клапан перекрывает малый контур полностью, и вся жидкость идет только через радиатор (но опять же нормальной, рабочей температуры).
На рисунке показана циркуляция тосола побольшому кругу.
Как только поступающая жидкость становится холоднее, в термостате начинается обратный процесс, приоткрывается проток из малого круга с одновременным усечением большого – и в двигатель поступает тосол опять же нормальной, рабочей температуры. Все происходит автоматически. Термостат дозирует пропорции горячей и холодной жидкости для поддержания температурного режима двигателя, не давая ему перегреваться, или остывать.
Условная "схема", поясняющая устройство термостата.
Если с теоретической частью более менее понятно, то приступим к части практической.
Как это сделать.
Во первых, нужно согласовать диаметры шлангов и патрубков термостата. Они разного диаметра – у термостата он 32 мм, шланги же имеют диаметр 20 мм.
Для этого нужно изготовить переходники (3 штуки).
NB. Это не чертеж – это рисунок. Грамотный токарь тут же затребует сведения о чистоте поверхности, допусках и много чего еще. Мне пришлось объяснять это на пальцах, чем вызвал явное неудовольствие у профессионала. Но переходники изготовил, за что ему огромное спасибо.
В данном случае, использована сталь СТ45, но выбор материала не имеет особого значения. Лучше, чтобы он не ржавел – латунь, бронза, дюралюминий – все годится.
Переходник вплотную пристыковывается к патрубку термостата, и закрепляется кусками шланга от ВАЗовской системы охлаждения, надетыми сверху и схваченными двумя хомутами.
На стороны, с малым диаметром переходника надеваются шланги от системы охлаждения ВАЗ-2108, из которых уже формируется сама система (эдакое хитросплетение).
Шланги, которые я использовал:
* Шланг расширительного бачка – 2 шт.
* Шланг подвода к печке (длинный) – 2 шт.
* Шланг от радиатора (большого диаметра) – 1 шт.
Дополнительно, в хозяйственном магазине купил
* Тройник для шлангов диаметр 20 мм, для отвода тосола и создания малого круга – 1 шт..
* Уголок 90 градусов для подсоединения шлангов диаметром 20 мм (собрал из трех деталей), для более удобного поворота шлангов без перегиба на малых радиусах – 1 шт.
И в завершение, приобрел стальные хомуты нужного диаметра и в нужном количестве, чтобы все это добро стягивать.
Пока нашел оптимальное положение всему этому хозяйству – всю голову сломал. Но, в конце концов, все получилось вполне компактно, шланги и термостат почти не мешают доступу к свечам и прочим частям двигателя. Шланги примерял по месту, соединял, при необходимости резал и сгибал. Для их фиксации (чтобы не болтались) использовал пластиковые хомуты.
ВАЖНО! При заливке в новую систему охлаждения тосола необходимо тщательно проследить за полным заполнением малого круга охлаждюще й жидкостью. Дело в том, что ТЕРМОСТАТ ПРЕКРЫВАЕТ ДОСТУП ЖИДКОСТИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ ОТ РАДИАТОРА, находясь в холодном состоянии. Поэтому, изначально в "рубашке" цилиндров нет жидкости. Завести двигатель в таком состоянии – значит загубить его от перегрева. Перед первым запуском обзательно нужно заполнить малый контур, открыв пробку на корпусе помпы, и заливать тосол наклонив мотоцикл на правый бок. Или отсоединив шланг от тройника и заливая туда тосол до заполнения. В общем, НЕОБХОДИМО ЛЮБЫМ СПОСОБОМ ЗАПОЛНИТЬ МАЛЫЙ КОНТУР ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТЬЮ.
И еще, в ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕОБХОДИМО ТЩАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА УРОВНЕМ ТОСОЛА В СИСТЕМЕ.
Для этого я вывел расширительный бачек наружу, чтобы всегда он был на виду. Скорее всего, придется опустить шланг с тройником пониже, для надежного заполнения малого контура в процессе работы.
Пожалуй, это единственный недостаток данной системы – необходимость следить за уровнем тосола.
После сборки и заливки, завел двигатель. Несмотря на то, что температура "за бортом" была 12 градусов ниже нуля (зима!), система охлаждения двигателя прошла все циклы – прогрелся малый контур, затем постепенно открылся термостат, разогрелся радиатор, включился и, поработав некоторое время, выключился вентилятор.
Двигатель все это время работал устойчиво. (Заодно колечки притерлись маленько ).
Жду сезона. Буду проверять систему в деле.
P.S. Штатный элемент термостата, установленный на заводе, я вынул из корпуса, аккуатно завернул в тряпочку и уложил в ящик с запчастями.
Пусть отдыхает.
Несколько фотографий, иллюстрирующих проделанную работу.
ОТМАЗКА: Фотографии нечеткие, потому что фотик нецифровой
Общий вид двигателя и месторасположения термостата.
Тройник для отвода охлаждающей жидкости на малый круг. Также виден расширительный бачек.
Установка термостата ВАЗ-2101 в двигатель ИЖ-Юнкер
-
- Сообщения: 931
- Зарегистрирован: 10 окт 2003, 08:00
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Установка термостата ВАЗ-2101 в двигатель ИЖ-Юнкер
Езжу я не быстро, но и скорость не сбрасываю...