Чопперостроителям о трайле.

Ответить
shes
Сообщения: 8960
Зарегистрирован: 15 сен 2003, 08:00
Откуда: Пермская обл.

Чопперостроителям о трайле.

Сообщение shes »

По непонятной мне причине, большинство вопросов о чопперостроении приходится на осень. И многие начинающие чопперостроители спрашивая о широком колесе и рогатом руле, совершенно упускают из вида основную часть геометрии мотоцикла - переднюю вилку. В самом деле, ведь если от ширины заднего колеса зависит только крутизна внешнего вида, то от геометрии передней вилки - управляемость и устойчивость всего мотоцикла, что много важнее. А в геометрии передней вилки самое главное - трайл.



Для начала публично покаюсь. Во-первых, я был не прав, отсылая всех вопрошающих о трайле в поиск. Яндекс ("найдется все") по словам "трайл", "вылет вилки" и т.п. выдавал ссылки на все, что угодно, кроме того, что нужно. Во-вторых, сразу же признаюсь, что чопперов я никогда не строил и пока что не собираюсь. Хотя и собирался в прошлом году, но передумал. Впрочем, об этом позже. Но измерение этого самого пресловутого трайла производил неоднократно. Как ради любопытства, так и при проектировании нового мотоцикла. К тому же собрал некоторое количество теоретического материала. Вот с теории и начну.

Трайл (не знаю, как пишется по-английски) позволяет узнать, насколько мотоцикл будет легко управляем и устойчив на дороге. Это расстояние между пересечением горизонтали, на которой стоит мотоцикл, линии, являющейся продолжением оси рулевой колонки, и радиуса переднего колеса, перпендикулярного этой горизонтали. Непонятно? Тогда смотрите рисунки (я их взял с http://www.kennedyschopper.com)! Сразу оговорюсь, что ось рулевой колонки и оси перьев амортизаторов передней вилки совсем не всегда параллельны. Говорю "не всегда" потому, что ни разу не видел их параллельными, но вдруг... Посмотрите на своем мотоцикле, и вы убедитесь, то рулевая колонка более вертикальна, чем перья вилки. Что из этого следует - легко догадаться из школьных курсов геометрии и физики. Не буду на этом останавливаться, а скажу о том, что ждет мотоцикл при определенных значениях трайла.

1. При слишком маленьком трайле - менее 5 сантиметров - мотоцикл будет очень хорошо управляться на малых скоростях, но на больших - очень неустойчив. То же самое касается и отрицательного трайла, что имхо является грубейшей ошибкой. Я сам ездил (если можно так сказать) на самодельном чоппере из "Юпитера" с таким трайлом. Как ни разу не упал - сам удивляюсь! Мотоцикл начинает трясти, и удержать руль просто невозможно. Я грешил сначала на подшипники рулевой колонки, люфты, а зря! Именно трайл! Малейшая кочка, и мотоцикл пошел гулять сам по себе. Бойтесь этого!

2. Умеренный трайл. Он составляет от 5 до 10 (по другим источникам - до 12,5 см). Точнее - 2-4 или 2-5 дюймов. Но с сантиметрами как-то роднее... При этом мотоцикл будет хорошо управляться, довольно устойчив на любых скоростях. Чем трайл больше, тем он будет спокойнее, но при этом будет не столь маневренным. В общем, я бы нацеливался сантиметров на 8, а там еще и скажутся погрешности в расчетах, изготовлении и измерении.

3. Слишком большой трайл - выше 12,5 см - приведет к отличной устойчивости на дороге. Я пробовал прокатиться на подобном мотоцикле - красота! Но вот при попытке развернуться на не слишком узкой дороге вылетел на обочину... А на стандартных мотоциклах этой ширины хватило бы за глаза! Не знаю, каково на таком мотоцикле ездить по городу, но маневрировать в аварийной ситуации почти невозможно. Я бы не рекомендовал менять маневренность на такую устойчивость! Впрочем, как говорят, именно большой трайл нужен для широкого заднего колеса, особенно с "прямоугольной" автомобильной покрышкой. Но это - с чужих слов, сам по этому поводу ничего сказать не могу.

Теперь немного о длинной вилке и чопперной посадке. Лично я не любитель и того, и другого. Это хорошо для Калифорнии, с ее ровными дорогами и Лас-Вегаса с его упорядоченным городским движением. Иное дело российские "магистрали" и невообразимое нечто на улицах в час пик! Здесь оптимальнее все-таки классические дорожные мотоциклы. Для межгорода пойдут круизеры и чопперы, для города лучше спортбайки, стритфайтеры и мотарды, а для бездорожья - эндуро. А ругаемые всеми "совкоциклы" (при должной доработке) - пойдут и там, и там, и там. Что касается меня, то свой М67-36 я готовил именно в качестве сырья для чоппера. Однако оказалось достаточным лишь изменить посадку (высокий руль и сдвинутое взад и вниз сиденье), как он начал меня вполне устраивать. Дополнительными передними подножками я не пользовался почти никогда, а потому их ничтоже сумняшеся снял. Результат - прямая спина (что необходимо для дальнобоя), высокая маневренность и удобство при езде, как по асфальту, так и по самому дремучему бездорожью. Впрочем, каждому - свое! Но прежде, чем пускаться в переделки, померьте реальный трайл вашего мотоцикла.

Как измерить трайл. Не так-то это и просто, как кажется! Для начала надо поставить мотоцикл на ровную поверхность, желательно горизонтальную. Для справки: асфальт возле гаража - отнюдь не ровная поверхность. Бетонная аэродромная плита, широкая двутавровая балка или любимая мною плаха-пятидесятка - это другое дело. Мотоцикл ставим вертикально, по отвесу или уровню (имхо уровень предпочтительнее). Подножка в этом случае не подойдет - лучше подпереть его с обоих сторон палками, досками и т.п. Если амортизаторы довольно мягкие, а мотоцикл не тяжелый, его желательно нагрузить - положить на сиденье мешок с песком или просто землей. Это сымитирует ваш вес. Ложить надо поперек сиденья - он провиснет и будет лежать, не мешая. Подготовка закончена, приступаем собственно к измерениям.

Первым делом рисуем на полу (или что у нас там) продольную ось мотоцикла. Затем отвесом или уровнем находим и отмечаем центр оси переднего колеса. Если поверхность не горизонтальная, придется воспользоваться не уровнем, а угольником, что имхо сложнее. Отчеркиваем перпендикулярную продольной оси мотоцикла прямую. Это самое простое. Теперь надо найти точку пересечения оси рулевой колонки и горизонтали. Первый раз я изрядно помаялся с реечками-палочками. Потом придумал метод попроще. Берем обычную деревянную школьную линейку. С одного конца к ней перпендикулярно приматываем виниловой изолентой (удобнее всего) лазерную указку. Затем изолентой же приматываем другой коней линейки к рулевой колонке так, чтобы указка светила вниз продолжением центра колонки. Отойдя на пару метров, на глаз выравниваем эти оси по возможности точно. Отмечаем место пересечения с горизонталью и чертим еще один перпендикуляр продольной оси. Теперь меряем расстояние между этими перпендикулярами. Это и есть трайл.

Померили, да? Тут же, не отходя от кассы, несколько приподнимаем переднее колесо, имитируя удлинение вилки без изменения траверс и угла наклона рулевой колонки. Дабы точно определиться с удлинением вилки, к одному из стаканов передних амортизаторов привязываем проволокой рейку (например, оконный штапик) так, чтобы она была параллельна амортизатору и одним концом упиралась в пол. Поднимаем колесо (подкладывая под него что-либо, тянуть его не стОит), просовывая в проволочном креплении рейку, чтобы она всегда касалась земли. Как только рейка выдвинется на нужное расстояние, повторяем замер трайла.

Логика подсказывает, что для полноты эксперимента его надо повторить - т.е. по новой установить мотоцикл и проч. Лично мне всегда это делать просто лень - особенность моего характера. Если не уверены, что все сделали правильно - лучше все-таки перемерять. Угол наклона я никогда не измеряю - его довольно просто высчитать согласно имеющихся данных и высоты мотоцикла. Да и кому он нужен, этот угол - важен трайл. Если уж так припрет, его можно измерить уровнем и самым банальным транспортиром!

Безусловно, подобные полевые измерения - вещь нужная. Но есл
и вы все-таки собрались строить чоппер "по-настоящему", то вначале все равно настоятельно рекомендую все начертить на бумаге, дабы не стать заложником возможной ошибки при измерениях. Вот когда совпадут предполагаемые и полученные результаты, тогда можно быть в уверенности правильного расчета геометрии мотоцикла. Недаром ведь говорят - семь раз отмерь, один раз отрежь. А ведь речь идет не о каких-то штанах-трусах, а о том, от чего может зависеть ваша жизнь или целостность - штука довольно ценная. Так что, творите, выдумывайте, пробуйте! Удачи!
Ответить