Подвеска задняя

Ответить
VVChaif
Самый Старший
Сообщения: 1712
Зарегистрирован: 03 апр 2004, 09:00
Откуда: Краснодарский край ст. Стародеревянковская
Контактная информация:

Подвеска задняя

Сообщение VVChaif »

На современных мотоциклах получила наибольшее распространение
задняя подвеска рычажного типа. Направляющим устройством такой подвески служит
качающийся рычаг в виде вилки сварной конструкции из трубчатых или штампованных
элементов.


Вилка соединена с рамой через шарнир, ось которого располагается
в непосредственной близости от выходного вала коробки передач. Для нормальной
работы задней цепи мотоцикла необходимо, чтобы расстояние между осями выходного
вала коробки передач и шарнира задней вилки не превышало 100 мм (при ходе колеса
не более 110 мм). В качестве опор шарнира задней вилки применяют резинометаллические
блоки, или подшипники скольжения в виде различных втулок, или подшипники качения.
В наконечниках вилки делают продольные пазы для крепления оси колеса и упоры
для натяжного устройства цепи (у мотоциклов с главной цепной передачей). Кроме
того, на задней вилке имеются кронштейны для крепления амортизаторов, места
крепления защитных кожухов цепи и реактивного рычага заднего тормоза.
На мотоциклах, в отличие от автомобилей, упругий элемент и гасящее устройство
задней подвески объединены в общий конструктивный узел, который принято называть
амортизатором.
Задняя подвеска на всех мотоциклах "ИЖ" практически одинакова - рычажная
с самостоятельными пружинно-гидравлическими двухтрубными амортизаторами, имеющими
малый вес и удобно размещенными на мотоцикле. Однако в последние годы появились
мотоциклы, чаще всего спортивные, с одноцилиндровыми амортизаторами, а, вернее,
однотрубными газонаполненными амортизаторами задней подвески.
Однотрубные амортизаторы по сравнению с традиционными двухтрубными имеют очевидные
преимущества. Они хорошо охлаждаются за счет непосредственного обдува воздухом
рабочего цилиндра. При том же внешнем диаметре можно использовать поршень большего
диаметра, благодаря чему снижается внутреннее давление (или, соответственно,
уменьшаются наружные размеры и вес).
В новом амортизаторе отсутствует вспенивание жидкости, что обеспечивает надежное
демпфирование даже небольших высокочастотных колебаний. Наличие разделительного
поршня позволяет устанавливать амортизатор в любое положение, что не сказывается
на его работе, тогда как двухтрубные амортизаторы должны устанавливаться только
вертикально. Конструкция подвески задней мотоциклов "ИЖ" показана
на рисунке.
Изображение
Направляющим элементом для задней подвески служит маятниковая
вилка 7, шарнирно закрепленная на раме. К проушинам маятника через резинометаллические
втулки крепятся амортизаторы. Верхней частью амортизаторы через такие же втулки
соединены с рамой.
Задний амортизатор состоит из упругого элемента, роль которого выполняет пружина
3 (рисунок),
Изображение
и гасителя колебаний, состоящего из цилиндра амортизатора
17 и штока 7 с поршнем 29. В нижней части цилиндра амортизатора
установлен клапан 22, представляющий тонкую шайбу толщиной 0,2 мм, зажатую
в средней части между ограничителем и корпусом клапана. Клапан поджат к корпусу
лепестковой пружиной. На поршне 34 установлены еще два клапана. Верхний
клапан 33 представляет собой тонкую шайбу толщиной 0,2 мм, зажатую в
средней части между ограничителем клапана 31 и поршнем 34. Клапан
поджат к поршню пружиной 32. Нижний клапан 37 и дроссельный диск
прижаты к поршню через распорную втулку гайкой 42. Рабочие кромки клапана
37 прижаты к дроссельному диску 38 пружиной 41. В конструкцию
амортизатора введено устройство, позволяющее регулировать поджатие пружины амортизатора
в зависимости от нагрузки.
Остановимся на принципе действия амортизатора. При наезде на препятствие колесо
вместе с маятниковой вилкой поднимается, сжимая пружину 20 и перемещая
цилиндр 14 относительно штока с поршнем 34 вверх. Находящаяся
в цилиндре под поршнем жидкость приподнимает клапан 37 и через отверстие
в поршне протекает в пространство между цилиндром амортизатора 77 и корпусом
9 .
Когда колесо под действием пружины возвращается в первоначальное положение,
жидкость из надпоршневого пространства через отверстия в верхнем клапане и клапан
25 перетекает в подпоршневое пространство. Часть жидкости перетекает
через нижний клапан 22 из пространства между цилиндром амортизатора 77
и корпусом амортизатора 26 в подпоршневое пространство. Гашение колебаний
рамы происходит за счет дросселирования жидкости через эти клапанные системы.
Дроссельный диск нижнего клапана в поршне способствует плавному включению амортизатора
в работу, смягчению ударов при небольших ходах подвески.
К дефектам маятниковой вилки относятся износ оси или ее ослабление в местах
крепления, повреждение резьбы оси и уплотнительных колец, повреждение или износ
втулок. Признаками неисправностей служат металлические стуки и потеря мотоциклом
способности "держать дорогу". Определить характер неисправности можно,
установив мотоцикл на центральную подставку и покачивая вилку с задним колесом
в горизонтальной плоскости. Если обнаружится ослабление затяжки оси, то следует
подтянуть гайки крепления. Когда это не помогает, следует заменить втулки. Для
их замены нужно:
  • снять седло с грязевым щитком и колесо;
  • отсоединить тормозные тяги от рычагов и нижние концы
    амортизаторов от проушины вилки;
  • отвернуть гайку с контргайкой крепления оси и выбить ось влево ;Изображение
  • вынуть втулку и распорную втулку; с помощью молотка и
    выколотки выбить втулку и шайбы.
После замены изношенных деталей новыми сборку
произвести в обратной последовательности.
К дефектам заднего амортизатора можно отнести стук в амортизаторе и подтекание
жидкости. Обычно появление этих дефектов связано с недостаточным количеством
жидкости или ее несоответствием по вязкости или износом деталей. Для устранения
дефектов амортизатор необходимо разобрать, определить количество жидкости или
найти изношенные детали и заменить их. Разборка амортизатора производится в
следующей последовательности:
  • установить мотоцикл на центральную подставку и снять
    амортизаторы;
  • в приспособлении сжать пружину 3 и вынуть два опорных полукольца 5;
  • осторожно вынуть амортизатор из приспособления, снять
    пружину 3, пластмассовый стакан 2 и регулятор 0;
  • зажать нижний наконечник в тисках, вывернуть гайку корпуса
    сальника 35, вынуть шток в сборе с поршнем 29;
  • cлить жидкость и вынуть цилиндр амортизатора 77;
  • зажать шток за верхний наконечник в тиски и отвернуть гайку 27штока;Изображение
  • снять со штока поршень с клапанами, корпус сальника и
    резиновый буфер 4.
Сняв пружину и разобрав амортизатор, следует
обратить внимание на рабочую поверхность штока. Она должна быть иде
ально гладкой,
не иметь царапин и следов потертости хромированного покрытия. Если состояние
штока хорошее, а масло подтекает, значит, настало время менять сальник.
После тщательного осмотра деталей и замены изношенных весь узел нужно собрать
в обратной последовательности, не перепутав местами многочисленные пружинки
и шайбочки. Перед началом сборки все детали необходимо промыть. перед установкой
штока в сборе залейте в цилиндр 77 амортизатора 0,075 л масла веретенного АУ
или жидкость МГП10. Категорически запрещается заливать смесь выше указанной
нормы - это может вывести амортизатор из строя.
Чтобы не повредить кромок сальника о резьбу, при сборке корпуса сальника на
конец штока наденьте наконечник или обмотайте резьбу штока изоляционной лентой,
не забудьте гайкой законтрить шток.
В различной литературе встречается множество советов по выбору масла для амортизаторов,
но все они, как правило, применительно к какому-то конкретному случаю. Значительно
важнее понять, что смесь нужно подбирать в зависимости от степени износа амортизатора,
времени года (температуры окружающей среды) и условий эксплуатации. К сожалению,
все смеси, составленные из трансформаторных, турбинных, моторных и прочих масел,
являются суррогатами относительно фирменных, единственным недостатком которых
является трудность приобретения. Всем же владельцам "ИЖей" можно настоятельно
рекомендовать жидкость МГП10 и ей подобные по вязкости. На всех моделях мотоциклов
"ИЖ" в подвесках заднего колеса два амортизатора. В идеальном случае
характеристики пружин и амортизаторов должны быть попарно одинаковы, но в условиях
массового производства этого добиться не всегда удается. Поэтому найти одинаковые
пружины можно только селективно. С амортизаторами проще - загущая или, наоборот,
разжижая масло в одном из них, можно добиться одинаковой работы на растяжение,
контролируя его по одновременному выдвижению штоков до упора. После окончательной
сборки проверьте характеристики амортизатора по таблице:



Параметры
Величина


Тип
Пружинно-гидравлический
с регулировкой поджатия пружины


Ход штока, мм
85


Сила сопротивления гидравлики
при обратном ходе, кг
85


Усилие пружины, кг
85


Усилие пружины,
кг:




предварительного поджатия


26,5




при полном ходе


210


Объем амортизационной
жидкости, л
0,075
Мотоцикл ИЖ - всерьез и надолго!
Ответить