«Подковать» ИЖа

VVChaif
Самый Старший
Сообщения: 1712
Зарегистрирован: 03 апр 2004, 09:00
Откуда: Краснодарский край ст. Стародеревянковская
Контактная информация:

«Подковать» ИЖа

Сообщение VVChaif »

Попытку уйти от стандартного «Планетовского» БПВ-14-10, я предпринял в почти далеком 1997г. Тогда только-только вышла статья Дмитрия Шехавцова на тему электронных регуляторов напряжения в МОТО (№1,2-97).

Попытка оказалась успешной, и от БПВ-14-10 остался только корпус да диодный мост. А в аккумуляторном отсеке поселилось автомобильное реле Я112-В1.
Реле функционировало достойно, а его почти в 10 раз меньшая по сравнению с БПВшкой стоимость грела душу.
В 2005г. участившиеся в МОТО публикации о применении датчиков Холла в системах зажигания побудили и меня озадачиться этой темой. В то время у меня стояла контактно-транзисторная система зажигания с ЗИЛ-130, которая занимала достаточно много места в подседельном пространстве. К тому же и корпус БПВшки с диодами тоже мешался. Стандартную литрушку от 2-х тактного масла в подседельную емкость можно было запихнуть с трудом.
Поэтому задачу поставил перед собой следующую: постараться разместить диодный мост и реле-регулятор на генераторе. Это позволило бы сократить количество проводников от генератора до двух. Один провод плюсовой, другой – на лампу работы генератора. Конечно, надо еще упомянуть о трех проводниках с датчика Холла.
Работу решил начать с 3D-моделирования, как раз отпуск выдался долгий – этому способствовали Новогодние праздники. Разобрал генератор и стал его вырисовывать в Solid Works (рис.1).

Изображение
Рис.1- 3D-модель генератора
Попутно пришла идея об использовании ВАЗовского реле-регулятора со щеточным узлом 361.3702. Попутно была приобретена «подкова» и датчик Холла. Они тоже были повторены в Solid Works (рис.2, 3, 4).

Изображение
Рис.2- 3D-модель реле-регулятора 361.3702
Изображение
Рис.3- 3D-модель «Подковы»
Изображение
Рис.4- 3D-модель датчика Холла
В процессе работы еще раз просмотрел все темы в МОТО. Из номера 8-04, статьи Льва Гаряева был заимствован чертеж модулятора. Но он был доработан в соответствии с рекомендациями в МОТО Андрея Ильина (г.Москва) – модулятор стал комбинированным: на алюминий была приклеена сталь. Это позволило снизить вредное влияние генератора на больших оборотах – алюминий не позволял магнитному полю генератора намагничивать модулятор (рис.5, 6).

Изображение
Рис.5- 3D-модель алюминиевой части модулятора
Изображение
Рис.6- 3D-модель модулятора в сборе
Для крепления «подковы» к генератору потребовалось разработать переходник (рис.7). Он у меня изготовлен из текстолита с пропиткой лаком, которым у нас на заводе покрывали печатные платы

Изображение
Рис.7- 3D-модель переходника
Для крепления реле-регулятора со щеточным узлом 361.3702 был разработан адаптер (рис.8)

Изображение
Рис.8- 3D-модель адаптера
Установка подковы потребовало снятия лишнего «мяса» с корпуса статора (рис.9). Снятие производилось на точиле «по месту».

Изображение
Рис.9- Зоны снятия лишнего металла
Пришлось изготовить специальную пластину для крепления датчика Холла с разъемом (рис.10)

Изображение
Рис.10- 3D-модель пластины крепления датчика Холла
Для того, чтобы все это хозяйство поместилось на мотоцикле изготовил вот такую симпатичную крышечку (рис.11) с прозрачным окошком (естееессссннно понты :), но согласитесь - жалко прятать такую красоту)

Изображение
Рис.11- 3D-модель новой крышки генератора
Сразу хочу предупредить о разбросе допусков и качестве изготовления деталей на наших Ижах! Пластина крепления Холла может потребовать доработки в зоне установки датчика Холла (в моем случае уменьшения толщины). «Подкова» требует доработки «по месту» в части пропила дополнительных полукруглых пазов для исключения контакта с приливами под винты крепления крышки генератора на правой боковой крышке двигателя. Пазы я аккуратно протачивал на точиле. Будьте аккуратны – металл «подковы» очень мягкий и вязкий – подхватывается точильным камнем и заворачивается очень быстро и неожиданно.
Выводы фаз из статора монтируются на переходник под соответствующие контактные места на «подкове». Кстати именно ими она и опирается на переходник.
Монтаж всего этого хозяйства после подгонки происходил следующим образом:
- на двигателе был закреплен ротор
- на снятый статор были установлены: переходник, «подкова», адаптер и пластина крепления датчика Холла с датчиком, подсоединена проводка
- после закрепления статора на двигателе на адаптер был прикручен реле-регулятор со щеточным узлом и подключены клеммы
- в завершение на стандартный кулачок был прикручен модулятор и отрегулировано зажигание.
Модель генератора со всем этим хозяйством в процессе сборки изображена на рис.12, 13 и 14.

Изображение
Рис.12- 3D-модель статора с переходником
Изображение
Рис.13- 3D-модель статора с переходником, «подковой», адаптером, пластиной и датчиком Холла
Изображение
Рис.14- 3D-модель генератора в сборе
Внесенные изменения потребовали корректировки проводки (рис.15)

Изображение
Рис.15- Схема электрическая принципиальная ИЖ-П5 с изменениями(нажми, чтобы увеличить)

Дополнительно могу сказать, что реле включения зажигания и коммутатор удачно и компктно разместились под седлом, где до них «обитали» гораздо более объемный коммутатор от ЗИЛ-130 и БПВ14-10.
Общие виды генератора после доработки представлены на рис.16-19.

Изображение
Рис.16
Изображение
Рис.17
Изображение
Рис.18 – Кругами отмечены пазы в «подкове» для исключения контакта с приливами под винты крепления крышки генератора на правой боковой крышке двигателя
Изображение
Рис.19 Модулятор поверх стандартного кулачка
Вот и все. В заключение хочу пожелать всем, кто решится на подобную доработку, удачи и творческого подхода. Наверняка у кого-то будут свои идеи. Конструкция, конечно же, не идеальна, есть что дорабатывать и додумывать. Постарайтесь сделать ее лучше. Если что-то не понятно – обращайтесь, постараюсь помочь. Чертежи в приложении.
Да, чуть не забыл. Необходимо отсоединять аккумулятор перед снятием и установкой правой крышки двигателя. Есть риск сжечь предохранитель, случайно зацепив крышкой «подкову».

Всем проявившим интерес к конструкции мой искренний RESPECT.
14.08.2007
SHR


ПРИЛОЖЕНИЕ
КД деталей самостоятельного изготовления:
формат AutoCad
формат Solid Works
Программа для просмотра формата Solid Works
Мотоцикл ИЖ - всерьез и надолго!
GARSON

Сообщение GARSON »

Отличная статья! :)
Subwoofer87
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 14 дек 2006, 09:00
Откуда: Саратовская обл., г. Энгельс

Сообщение Subwoofer87 »

Круто. Ну уж больно круто!
ИЖЮ5 93 г.в. вилка ИЖ Орион 92 г.в.+ Mitsubishi Galant c 4G63.
Аватара пользователя
motomaniak
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: 08 янв 2005, 09:00
Откуда: Казань

Сообщение motomaniak »

Красивые картинки :)
Эх!Хорошо в стране советской жить!!!
Tauron
Сообщения: 217
Зарегистрирован: 08 окт 2005, 08:00
Откуда: Украина, Сум. обл, Конотоп
Контактная информация:

Сообщение Tauron »

Dmitriy88 писал(а)::idea: Отличная идея!!! Вот только стоит ли так заморачиваться? разве от этого мот стал лучше ездить? Планете и контактного зажигания достаточно для хорошей работы, а этим электронкам что-то я не доверяю(тем более отечественного производства) Как считаете??? :lol:

Я считаю что ты балбес =)! Возвращайся в каменный век добывай огонь трением, на охоту ходи с копьем, а "ездь" на своих ногах.. Уловил? Почемуто многие хотят и ставят электронику. Ниче еще до тебя дойдет.

крышка конешно понтовая=), но так сказать черезчур=). Вот еслиб хотя бы так делали на заводе как сделал автор, то за планету можна было бы просить столько сколько просят счас за новый мотоцыкл. Человек сделал то что не сделали конструкторы. А уже приметил парочку конструкторских решений для себя=), автору спасибо.
Планета4, 1984г.в.
Планета 3, 1973г.в.
Днепр 11, 1991 г.в.
Носорог очень плохо видит, но при его весе это уже не его проблемы.
RUBEL
Сообщения: 759
Зарегистрирован: 29 июл 2006, 08:00
Откуда: 74.ru

Сообщение RUBEL »

...Не первая дельная статья SHRа.Задумчиво!Давно собираюсь от БПВ избавиться(там сейчас мост и Я112),а место освободить надо - думается бардаки вместе соединить для всякой мелочи.Мыслю,что использовать автомобильную подкову не очень разумно,проще выпрессовать диоды(штатные из БПВ,или из подковы же,кстати,элементарно выдавливаются в тисках без нагрева) и по месту соорудить свой выпрямитель...
...Пингвин - птица в наших краях редкая,стало быть долетит до середины Днепра...
mixanik31

Сообщение mixanik31 »

Как говорится:
"Всё генеальное просто!
Но повозиться прийдется!" :)
Класс,мне понравилось!
GARSON

Сообщение GARSON »

Dmitriy88, Бсз в любом случае в разы надёжнее контактов! Это факт! :!:
Ответить