Что строить? Размышления о проблемах и целях кастомайзинга.

Ответить
shes
Сообщения: 8960
Зарегистрирован: 15 сен 2003, 08:00
Откуда: Пермская обл.

Что строить? Размышления о проблемах и целях кастомайзинга.

Сообщение shes »

Давайте для начала определимся с терминами. Кастомайзинг (от английского custom) в отношении к мотоциклам - это строительство мотоцикла "с нуля", в отличие от тюнинга - доводки и улучшения уже готового мотоцикла. Причем это не сборка готовой модели из запчастей, а постройка чего-то нового, как правило необычного. Это уточнение необходимо хотя бы потому, что на последней странице журнала "Мото", где цены на мотоциклы, некоторые модели обозначены как кастом. Считаю это надругательством над всем мотоциклетным кастомайзингом, стерпеть которое просто невозможно. Но вернемся к теме.

Для начала немного истории. В советские времена обладать мотоциклом-иномаркой - это было нечто почти невозможное! Я до 1991 года видел (!) всего два (!!) таких мотоцикла, чем можно было гордиться и расказывать каждому встречному. Потом иномарки потихоньку поползли на российские дороги. Однако это были большим б/у мотоциклы из Японии, редко - из Европы. Сейчас же положение в корне изменилось. При желании можно купить ЛЮБОЙ мотоцикл, причем не позже, чем он появится в остальном мире. Но далеко не всем хочется ездить на "стоковом", серийном мотоцикле, да и не у всех есть деньги на его покупку.

Обратимся к отечественному мотопрому. На протяжении хрен-его-знает-скольки лет он выпускал одни и те же довольно невзрачные мотоциклы с довольно убогими ходовыми характеристиками. Исключением можно считать разве что ИЖ-ПС, который надолго стал чуть ли не легендарным. Опять же далеко не всем хотелось ездить на подобном... Эпитет подберите сами. Первым, что приходило в голову, а потом и руки - переделать свой мотоцикл так, что юы он был хотя бы внешне "не хуже японца" или "как харлей". Сие и есть внешний тюнинг, он же стайлинг. Ксати, меня жутко коробят такие сравнения, как и обзывание копировальных аппаратов "ксероксами"! Я убежден, что по красоте и стильности японские мотоциклы сильно уступают итальянским, а HD - вообще довольно отстойный мотоцикл, хотя бы в отличие от безвременно ушедшего от нас "Индиана".

Тем не менее, хотелось чего-нибудь нового и необычного, чтобы народ по внешнему виду мотоцикл оценил твои руки и голову. Вообще, я считаю это основным движущим фактором кастомостроения. Если покупая крутой и дорогой мотоцикл, ты показываешь всем состояние своего кошелька и то, как ты зарабатываешь деньги, то кастомом ты показываешь, ЧТО ты можешь сделать своими руками. Причем это ЧТО должно повергать всех в транс, шок и ступор! А иначе и неинтересно. от и появились в начале 90-х самопальные чопперы из оппозитов. В большинстве своем, это были довольно корявые и уродливые создания, но тем не менее любой нормальный человек провожал их взглядом. Затем количество перешло в качество, и появились очень хорошие самопальные чопперы и просто дорожные мотоциклы, с почти заводским качеством изготовления. А некоторые из них украсили бы модельный ряд любого производителя. По крайней мере, японцам до такого точно далеко!

Удар по чоперостроению нанесли наши отечественные производители. Первой ласточкой был "Вояж" - очень удачная модель ирбитского оппозита, а затем и "Волк" - истинный чоппер, построеный ирбитскими конструкторами в союзе с московскими байкерами (не хочу упоминать сильно дискредитировавший себя МС). Несмотря на "сырой" двигатель, мотоцикл получился очень неплохой. Лучший тому показатель - рост цены на него. Для тех, кто победнее или не любит болиды в четверть тонны появился ижевский "Юнкер" - опять-таки чоппер на базе "Юпитера". Лично я считаю извращением ставить на подобный мотоцикл довольно оборотистый двигатель с водяным охлаждением (туда бы больше подошел планетовский движок), но, как говорится, "чем богаты"...

После этого строить банальные чопперы стало вовсе неинтересно. Зачем? Затратив на сомнительное предприятие кучу денег и сил, получаешь то же, что можно купить в магазине. Разумеется, чопперы продолжают строить. Нов основном это или "проба пера" начинающих кастомайзеров, или постройка чего-то ужасного, например, с камазовским двигателем (а ведь еще никто не строил!). Оппозит, при всей его железности, никак не годится для постройки эндуро или спортбайков, хотя строили и их. Конечно, можно строить эндуро из ПСовских частей, но чем они будут отличаться от серийных импортных мотоциклов в лучшую сторону? Только доступностью запчастей, на что прохожему наплевать...

Народ повалил строить трайки. Точнее, единичные попытки трайкостроения были и до этого, но все вдруг как-то сразу накинулись на трайки. Оно и понятно: вряд ли отечественный мотопром будет выпускать их хоть когда нибудь (за исключение утилитарных), а импортные... На них просто жалко смотреть - при такой-то цене это должно быть нечто изумительное, а не отрезанный автомобильный зад с коряво приделанным мотоциклетным передом. Все жутко капотировано пластиком, вобщем, отстой. По сравнению с ними самодельные трайки выглядят на порядок лучше. Но скоро и трайков настроят довольно много. К тому же трайк - это не совсем мотоцикл, по крайней мере не бицикл.

Совершенно не развито у нас строительство самодельных ATV. Оно и понятно - есть и серийные отечественные, и иномарки. Хотя первые довольно убоги, а вторые дороги, но тем не менее самоделок немного. Ограничивает отсутствие двигательных и ходовых агрегатов и узлов. К тому же согласно ПДД максимальная масса конструкции не должна превышать 400 кг. При желании построить мощный ATV со скромной массой можно, но довольно тяжело - придется использовать элементы конструкции из высоколегированной стали. Аллюминиевые сплавы большинству просто недоступны...

Так что же строить? Куда нацелить техническую мысль? Мы не можем соперничать с заводскими мотоциклами по энергонасыщенности, по крайней мере с импортными. Строить сверхтяжелые мотоциклы не позволяют ПДД. Лепить стритфайтеры из подержанный четырехсоток? Уж увольте! Остаются трайки и те же чоперы? Я не знаю, ибо эта статья не ответ, а вопрос. Я был бы рад и счастлив получить на него ответ. Жду!
Ответить