Сова200+

Обсуждение мотоциклов других марок (не Ижа)
Аватара пользователя
Capau
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 09:00
Откуда: Москва

Re: Сова200+

Сообщение Capau »

Пролог

Роберт Льюис Стивенсон однажды сказал: «Единственная достойная вещь, которую мужчина может сделать с деньгами – это построить шхуну»

Что же должен сделать вышеупомянутый мужчина, если ему дарят(!) вторую к ряду Сову с документами(!). Презрев совет классика(он просто не подозревал, какая хреновая из Совы шхуна), решено было попробовать изобразить то, чем этот мотоцикл всегда хотел стать, но никогда не был – эндуро.

Вернемся в прошлое чуть после автора «Острова сокровищ». Что из себя представлял мотоцикл эндуро 70-х годов(а именно к этой точке решено было стремиться, потому что донор идеологически как раз из того времени)? Это э-э-э… дрючок (в общем, в этот типаж попали еще инженеры из Коврова) мощностью до 30 (а чаще около 20) сил, с пятиступкой, барабанными тормозами, ходом задней подвески около 100 мм (эталон тех лет, Honda Elsinore с гордостью имела 105), передней около 150мм и весом около 100 кг. Глядя на вышесказанное получается, что не так далек был ковровский ястреб от предначертанной ему судьбы.

Следующий вопрос: с чего начать постройку эндуро? Взять болгарку сварку, попилить, приварить, расточить… нет. Начать ездить на том что есть так как хотелось бы и необходимые переделки сами станут очевидны (здесь внимание! Это мое мнение, оно может быть неправильным и плохим, но я выбрал этот путь и намерен идти так). Сказано сделано.

Часть первая

Первой попросилась на замену резина и заднее колесо обулось в кроссовую продукцию братской КНР размерностью 90/100-16. Эффект приятный, продолжаем. На свежей резине удалось разогнаться так, что последовавший удар об дерево размолол в кашу приборку, здорово помял фару и нехило приложил седока об оное дерево головой, что заставило задуматься во-первых о ношении шлема (если уж решил жечь по взрослому), а во-вторых о том, что фара должна быть поменьше, а защищена получше (здесь ставим зарубку на память, потому что реализация этой идеи будет дана позже).

Пошла постоянная езда и стало очевидно, что езда на мотоцикле больше напоминает пилотирование резинового шланга. Колеса перемещаются в пространстве по замысловатым траекториям ввиду общей хлипкости конструкции(один задний маятник на сайлент-блоках чего стоит) и ее порядочной ушатанности. Ах да, еще тормоза не фонтан.

Начать решено было с вилки. Чем плоха родная – с мягкими прижинами, нежесткая из-за игрушечных траверс, с люфтами, отваливающимся низким крылом и под барабанный тормоз. На помощь пришли перья Орион из закромов(я вот сейчас только понял зачем я все это собирал). Одна загвоздка: родных орионовских траверс во-первых нет, а во-вторых они тоже, мягко говоря, больно тощие. И тут из глубины веков(в смысле, E-bay) всплыли траверсы от Maico Magnum 250 – кроссовой классики 70-х. Под перья 38мм. Их правда пришлось доработать разверткой где-то на десятку, чтобы вилку можно было собирать-разбирать без кувалды. В плюсах – толстые алюминиевые траверсы с жесткой цельной осью под конические подшипники, да еще как бонус – на нижней отверстия с резьбой для крепления крыла. Закипела работа, на них приладился Renthal, знакомый по предыдущей переделке, Орионская гидравлика (будете смеяться, но тоже пролежала 2 года ожидая своего часа) и кроссовое ижевское крыло (только не думайте, что у меня мотосвалка, в гараже нашел). Колесо с диском пришлось докупить. Ну и, вспоминая о фаре, под нее была сварена защитная рамка из полдюймовой водопроводной трубы, а сама фара взята от Пилота.

Изображение

Чем хороша ковровская рама, так это тем, что стаканы под подшипники рулевой в нее запрессованы, вынул старые, выточил и запрессовал новые(точил сам на ТВ-6). При установке возникла трудность: на рулевой колонке выбит номер рамы и она в этом месте вдавлена внутрь. Это мешало установке более толстой оси от Маико. Снял изнутри лишний металл и все стало красиво.

Изображение

На руле прописалась ручка газа с выходом троса вбок (вот такая http://www.partzilla.com/parts/detail/a ... 13195.html), чтобы не цеплять тросом за окрестные кусты и пульт (вот такой http://www.partzilla.com/parts/detail/a ... 44930.html), на котором удобно размещено все кроме двиг-стопа, который появится чуть позже.

Эксплуатация продолжилась и появился сухой остаток от переделки: во-первых вилка жестковата(даже не накачанная), судорожно ищу пружины помягче, во-вторых она упирается в бак и не позволяет повернуть руль на приемлемый угол (ставим зарубку – решение появится позже). Кроме того, на фоне неплохо (несмотря на все оговорки) работающей передней подвески особенно отчетливо проявилась слабость задней. Позже выяснилось, что в результате всех последовавших покатанцев погнулся(!) маятник(тоже запоминаем – без внимания этот факт не останется).

Еще один забавный случай – при форсировании речки выбрал неправильную траекторию и провалился по нижнюю кромку бака. Мотор заглох и выпихивать мотик на берег пришлось самому. Повезло, что вода не хлынула в мотор(поршень встал в удачном месте), но пришлось сливать воду с фильтра, карбюратора и генератора. Все завелось и поехало, но, как говорится, осадочек остался(ждем – вопрос будут решен).

Однако, ударная эксплуатация мотоцикла принесла не только вопросы, но и ответы. Для мотоцикла эндуро довольно остро стоит вопрос выживаемости при падениях (которые обязательно последуют). В частности, крайне желательно сохранить рычаги тормоза и сцепления, без которых дальнейшее перемещение хоть и возможно, но проблематично. Мысль о складывающихся фирменных рычагах рубится на корню их ценой. Но выигрышный вариант сам нашел меня, когда после очередного полета рычаг сцепления сломался «там, где надо». На фото все наглядно видно, теперь при штатной работе рычаг движется как ему и предписано, а при попытке его сломать вылетает и повисает на тросе и удерживающей его резинке. Воистину, все гениальное просто.

Изображение

С тормозом все немного сложнее, но опять же удачное падение несколько снизило риск сломать рычаг и разворотить тормозную машинку. Отломилась лапка, нажимающая на датчик стоп-сигнала. Теперь рычаг может поворачиваться вокруг своей оси на достаточно большой угол, что снижает возможность его поломки (при последующих падениях он просто отгибался в крайнее положение и не страдал). В начальном положении он также удерживается резинкой. Минус – отсутствие датчика стопов, но это поправимо.


Кроме того мозговой штурм привел к решению еще одной проблемы (не чуждой, кстати, и ИЖу). Постоянно слезающий со шлицев кикстартер не только портит нервы, цепляясь за лапку КПП и включая передачи во время заводки мотоцикла, но и здорово при этом снашивает шлицы на валу. Не годится. Путем доработки на токарном выдвинул валик кикстартера из левой крышки и нарезал на нем канавку под стопорное кольцо. Ну и само кольцо вставил, естественно. Работает прекрасно!


С тем, собственно и докатал сезон. А теперь начинается самое интересное. Начал с доработки задней подвески. Хотелось, конечно, хода побольше. Прикинул так и сяк, почертил эскизы и пришел к тому, что задний маятник надо удлинить на 170мм и завалить задние амортизаторы. Тогда получу ход около 180мм.
Купил раму от восхода с маятником. И из нее вырезал проставки и усилители, на кондукторе сварил это все вместе и получил пространственную конструкцию, которая порадовала как минимум своей эстетикой. Как будет работать – посмотрим.

Изображение
Изображение

Вращается это чудо на 6 шарикоподшипниках 1000802. Уплотнено с двух сторон сальниками (примечание: сальники удобно заказывать по каталогу фирмы Corteco, их в основном возит тот же Exist, они часто есть в наличии и не надо подстраиваться под режим работы контор с сальниками). Подшипники, конечно, больше похожи на часовые, но большие туда все равно не влезут, и будем для начала пробовать эти.

Следующий шаг – установка в раму. И тут выяснилось, что именно я не учел при проектировании (в том, что что-нибудь вылезет, я был почти уверен, но не знал где). Если установить маятник на штатное место, то вместо хорошего мотоцикла я получаю плохой фрезерный станок – цепь верхней ветвью пилит маятник. Ни о каких накладках и башмаках речи быть не может – нет желания тратить мощность двигателя на перепиливание этих башмаков. В общем, адскому колхозу – нет! В связи с этим ось маятника была перенесена вниз и вперед, что несколько подправило ситуацию. Накладка на маятник (сделанная из успокоителя от Жигулей) призвана защитить краску при торможении, когда верхняя ветвь цепи расслабляется.

Прикинул амортизаторы. Согласно теории, амортизаторы такого типа не должны работать с углом больше 45 градусов. Для достижения требуемого хода подвески я попал на границу и, кажется, пересек ее. Но опять таки, конструкции с подобным наклоном попадались мне на глаза, мы попробуем так, а в случае неудачи перейдем на другие аморты.


На данной подвеске удалось даже разок прокатиться до снега, но выводов не густо – появилось ощущение езды на «заборе» и ничего не развалилось сразу. Уже не плохо.

Кроме того новая ось маятника мешает работе механизма заднего тормоза. Кому он нужен… В смысле, переделаю – и заработает.

Конец первой части.





Часть вторая.

Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях тащит коленвал.
Его лошадка тяжесть чует и молит жалобно: «Привал»
А. Блок-Цилиндров

Проблем для решения накопилось много, изложим по порядку.

Начал с бензобака и решил одним выстрелом убить двух зайцев: получить необходимый угол поворота руля, вырезав в баке выемки под перья вилки, и увеличить глубину преодолеваемого брода, вварив шноркель насквозь через тот же самый бак.

Вырезаем бак, вырезаем отверстия для прохода шноркеля.

Изображение

Через образовавшиеся проемы удобно вставить внутрь бака изготовленную заранее трубу шноркеля. Труба, кстати, как и все остальные поделки из листового металла сделаны все из той же крыши от Жигулей. Далее по фото все видно: заглушки на вырезанные части выстучал молотком из листа, эстетика, конечно, спорная, но фактически ничего не задевает и после покраски, надеюсь, смотреться будет получше.

Изображение
Изображение
Изображение

Приварил над верхней трубой шноркеля крышку, чтобы вода не заливалась
Изображение

На этом пока все, продолжение следует, впереди еще много интересностей.
GOR69
Сообщения: 1305
Зарегистрирован: 05 авг 2010, 08:00
Откуда: г.Дубна по выходным Конаково.

Re: Сова200+

Сообщение GOR69 »

Шедеврально!!! (В хорошем смысле слова) :beer:
Аватара пользователя
Capau
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 09:00
Откуда: Москва

Re: Сова200+

Сообщение Capau »

Итак, финиш. В смысле закончил. И даже замчал на майские. Правда всего пару раз – дел было много.
Итог:

Двигатель – Сова200, поршень Suzuki RM250 (Vertex), шатун Yamaha YZ250/WR250 (HotRods).
Геометрическая степень сжатия 10,5.
Фаза выпуска 174, фаза продувки 122, впуск – лепестковый клапан (в поршне от Сузы здоровенный вырез и я даже не мерил сколько по факту фаза).
Сальники коленвала: левый Corteco с проставкой 3мм, правый Bohemia Seals.
Карбюратор Mikuni VM26, ГТЖ 130, Жиклер ХХ 37,5.
Воздушный фильтр – элемент Honda Jazz (бумажный), корпус самодельный сварной алюминиевый, шноркель, проходящий через топливный бак.
Резонатор – самодельный, рассчитан на 6500 об/мин. Глушащая часть самодельная прямоточная.
Система зажигания – генератор 432.3701, стабилизация напряжения – БКС 94.3734, коммутатор – КЭТ1А
Система выжима сцепления – самодельная рычажная.
Сцепление – пробковое, 6 дисков, проточенных до толщины текстолитовых.
Передаточные числа КПП: 1 – 3,01, 2 – 2,20, 3 – 1,35. 4 – 1,00

Главная передача – цепь DID 520 бессальниковая, звезды: ведущая JTF337-13, ведомая JTR486-42, ступица ведомой звезды Восход, демпфер Ява, ступица заднего колеса Ява, ловушка цепи – самодельная сварная алюминиевая.

Подвеска.
Передняя – Перья ИЖ Орион, пружины Kawasaki KX80’86, траверсы Maico Magnum 250, колесо спицованное ИЖ Орион, подшипники рулевой колонки L44649R/10 (27*50*15).
Задняя – маятник на базе родного, удлинен на 200 мм и усилен деталями рамы Восход 3М, подшипники маятника 1000802 6 шт., амортизаторы ИЖ, колесо сборное – ступица Ява, обод Восход.

Тормоза.
Предний – ИЖ Орион, датчик тормоза гидравлический ГАЗ-24.
Задний – Ява, лапка тормоза модифицированная на базе оригинальной, вал тормоза модифицированный на базе родного, тяга заднего тормоза – самодельная из торсиона багажника ГАЗ-24

Прочее.
Защита передней фары – самодельная, фара – Пилот.
Защита мотора – самодельная сварная алюминиевая.
Заднее крыло – на базе крыла от К16, было почикано какими-то людьми, а потом отдано мне товарищем – фанатом ПСов, потому что для него оно более не представляет ценности.
Стоп-сигнал и задние поворотники куплены в грузовых запчастях
Показать/Спрятать
Изображение
Показать/Спрятать
Изображение
Показать/Спрятать
Изображение
Показать/Спрятать
Изображение
Показать/Спрятать
Изображение
Показать/Спрятать
Изображение
Показать/Спрятать
Изображение
Показать/Спрятать
Изображение
Прокатился – очень даже, подстроил преднатяг задней подвески и привыкаю к новому характеру мотора – настоящему двухтактному, когда не едет-не едет, а потом ниииииаааааа!!! Ну с оговоркой что это все еще четырехскоростная Сова 200.
GOR69
Сообщения: 1305
Зарегистрирован: 05 авг 2010, 08:00
Откуда: г.Дубна по выходным Конаково.

Re: Сова200+

Сообщение GOR69 »

Ладно, не пребедняйся, Сова 200кубовая хорошо тянет с самых низов...
Лепота то какая... :beer:
Аватара пользователя
Capau
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 09:00
Откуда: Москва

Re: Сова200+

Сообщение Capau »

Именно эта потеряла в связи с изменением фаз и резонатором. Чуть сложнее стало трогаться, но засчет 13-зубой ведущей звезды это несколько нивелируется. И чтобы ехать динамично каждую передачу надо докручивать в звон, иначе легко попасть в диапазон оборотов до подхвата (эт я пока обкатываю понял, но пару раз не удержался и дал угля, плюс условия первого же прохвата были таковы, что обкатка мягко говоря пошла псу под хвост - лес очень сырой и грязный, местами снег лежит).
Короче мотор получился от кроссача :vodka:
Chromov113
Сообщения: 382
Зарегистрирован: 08 янв 2013, 00:18
Откуда: Москва

Re: Сова200+

Сообщение Chromov113 »

Не осталось ли оригинальных амортизаторов Совиных? Если они короче Ижевских - могут пригодиться. Извиняюсь за офф.
GOR69
Сообщения: 1305
Зарегистрирован: 05 авг 2010, 08:00
Откуда: г.Дубна по выходным Конаково.

Re: Сова200+

Сообщение GOR69 »

Я тоже себе собрал говномес, но мне больше по душе мерное Планетовское попёрдывание по лесным буеракам.
Для этого подобрал себе коробку с тяговым уклоном (ведущая звезда на 16 зубов):
Передаточные отношения П5
1- 3,88 шестерни 13:36
2- 2,01 шестерни 16:23
3- 1,26 шестерни 21:19
4- 1,0 шестерни 15:21

До этого стояла с Ю5:
1- 3,17 шестерни 15:34
2- 1,81 шестерни 17:22
3- 1,26 шестерни 21:19
4- 1,0 шестерни 15:21
не понравилась, приходилось действительно крутить мотор, чтобы он вытягивал по мокрой земле, эта коробка лучше для дорожного варианта.
Аватара пользователя
Capau
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 09:00
Откуда: Москва

Re: Сова200+

Сообщение Capau »

Амортизаторы вообще отдельная песня. Пособирал из остатков гаражных - не работают. В итоге поставил новые китайские от ИЖа (опять лежали в гараже и ждали).


Гор, Планета мне весом не нравится. Во-первых я сам дрищеват, во вторых более легкий мот позволяет быстрее ехать, меньше уставать и соваться на размешанные квадрами тропинки (которых с каждым годом все больше). А с передаточными числами планеты получается та же петрушка - 3-я сильнее оттянута от 2-й чем следует. Хотя с планетовской тягой это не так страшно. Ты кстати не подумай, планета по-моему классный мотик, 2 года на таком отъездил. Но она для более размеренного передвижения.
GOR69
Сообщения: 1305
Зарегистрирован: 05 авг 2010, 08:00
Откуда: г.Дубна по выходным Конаково.

Re: Сова200+

Сообщение GOR69 »

Ну у меня ситуация координально противоположная, я прошлым летом весил 120кг, сейчас похудел до 100, долгое время ездил на днепре одиночке, так что для меня планета как велосипед. Вот фото прошлогоднее:
Вложения
getImage.jpeg
Аватара пользователя
Capau
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 09:00
Откуда: Москва

Re: Сова200+

Сообщение Capau »

Ну вот все и разъяснилось. Главное чтоб шапка была по Сеньке :beer:

Тоже прошлогоднее кину, здесь понятно что мои пропорции с Совой приблизительно как твои с Планетой
Показать/Спрятать
Изображение
Ответить